Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Убиение преподобного Галактиона Вологодского

По воле грозного царя князь и боярин Иван Иванович Бельский лишен был жизни. – Чтобы спасти жизнь невинного семилетнего сына его, князь Гаврила, родственники погибшего князя тайно увели юного князя в г. Старицу. – В зрелом возрасте молодой князь видел, что ему остается крыться как можно дальше от грозных взоров царских, и он удалился в Вологду. Здесь, верный своему положению, он поселился у чеботаря, и бывший князь научился сапожному ремеслу; это доставляло средства к жизни его. Вступив в супружество, не долго утешался он супругой: она умерла, оставив на руках его дочь. – Отягченный превратностью земной жизни, Гавриил выпросил себе у жителя Вологды местечко на реке Соденке, окопал его рвом, поставил себе келью и стал подвизаться в посте и молитвах, не оставляя ремесла своего. То, что получал он за работу свою, делил на три части: одну посвящал Богу, другую отдавал нищим, а третью питался. Время от времени возрастая в жизни духовной, он наконец определил себя на жизнь саму невеселую для плоти; чтобы лишить себя удовольствия видеться в людьми, близкими душе его, он приковал себя к стене цепью; богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени, и держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым; пищей его был только сухой хлеб с водой. Тайно приняв на себя иночество с именем Галактиона, он не имел ничего в своей келье, кроме одной рогожки и бывшей на плечах бедной одежды. К затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, богатого и бедного; слово его исполнено было силы, утешало печальных и вразумляло забывчивых. Молитва его достигала крепости духовной. – Раз в вологодской стороне было бездождие; епископ с крестным ходом пришел к церкви Святой Троицы, стоявшей вблизи кельи Галактионовой, и послал просить затворника помолиться вместе со всеми о бедствии общем. – Послушный слову святителя затворник, вопреки своему правилу, оставил свою келью и пришел в храм на всенародную молитву. И Господь послал обильный дождь жаждущей земле.

Приближалось время кончины преподобного и страшное время для Вологды. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из своей кельи в цепи своей, явился в земскую избу и объявил: «грехи призвали на нас ляхов и Литву; пусть начнут пост и молитву и поспешать построить храм Знамения Богоматери, и Небесная Царица, как прежде Новгород, избавит Вологду от гнева Божия». Но один из именитых, Нечай Проскуров, сказал: «не о нас, а о себе хлопочет он, – ему хочется иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, когда умрешь ты, старец»? Старец отвечал строго: «гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог, – построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен, и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма святого Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «чудотворец Димитрий молил Спасителя за город; но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и это храм разорен будет». – До какой же степени нужна была Вологде проповедь о покаянии, и как исполнилось пророчество праведника над некаявшимися, показывает известие современного святителя.

 Убиение преподобного Галактиона Вологодского

Вот что писал в Москву Вологодский архипастырь Сильвестр: «нынешнего 121 (1612) сентября 24 дня с понедельника на вторник, в последнем часу ночи, разорители нашей чистой, православной веры и ругатели креста Христова, поляки и литовцы с черкасами и русскими изменниками нечаянным набегом пришли в Вологду, взяли город, умертвили людей, осквернили церкви Божии, сожгли город и посады, – воевода князь Иван Одоевский ушел, а окольничий и воевода князь Григорий Долгорукий и дьяк Истома Карташев убиты, меня грешного взяли в плен, держали у себя 4 ночи и не раз присуждали к казни, но Господь умилостивился надо мной, – едва живого отпустили. Когда ляхи и Литва пришли к Вологде, то по грехам нашим, по нерадению воевод не было ни разъезжих караулов, ни сторожей на башнях, на городской стене и в крепости; у ворот было несколько человек на карауле, да и те не слыхали, как литовцы вошли в город, а большие ворота были не заперты. – С 25 сентября неприятели оставили Вологду. Воевода Григорий Образцов со своим полком прибыл с Белоозера и занял Вологду: но никто не слушает его, друг друга грабят… Все от пьянства: воеводы пропили Вологду».

По житию затворника, дом и храм Нечая сожжены, как и городской храм святого Димитрия. «Преподобный Галактион затворник убиен бысть от поляков и Литвы в лето 7121–1612 месяца сентября в 24 день». – Благоговейные погребли тело подвижника Божия в его келье. – По временам совершались здесь чудесные исцеления. – При епископе Варлааме (1627–1645 г.) над мощами преподобного построен был храм в честь Знамения Богоматери и устроилась обитель; а при архиепископе Маркеле (1645–1663 г.), знаменитом ревнителе о правильном писании святых икон, построен соборный храм в честь Святого Духа, и скит Галактиона стали именовать монастырем Святого Духа. Так исполнилось предсказание страдальца!

«На пути правды жизнь» (Притч. 12:28). «Путь глупого для глаз его кажется прям: а умный слушает совета» (Притч. 12:15). «Ныне, если услышите голос Его (Господа); не ожесточайте сердец ваших» (Пс. 94:8).

Примечания
1* Ркп. житие преп. Галактиона, писанное в 1857 г., у Толстого 1. № 171, у Царского № 134.
2* В ркп. житии, епископ, приглашавший преподобного на общую молитву, раз называется Кириллом, а в другой раз Корнилием. – Но ни Кирилла, ни Корнилия не видим по спискам между Вологодскими епископами современными Галактиону. Это был без сомнения блаженный епископ Антоний, который из архимандрита Болдинского поступил в 1586 г. на Вологодскую кафедру и скончался 28 окт. 1588 г. (ист. иер. 1, 350–352). По ркп. святцам он в числе святых и с именем чудотворца; тело его почивает в кафедральном соборе, и память его чтут в Вологде, совершая над ним панихиды. Сведен. о монаст. 80.
3* Донесение напеч. у Щекатова в словаре 1, 988. 989. Сл. новый летописец, стр. 157. М. 1853 г.
4* Ркп. святцы.
5* Жалоба царю Алексию: «добру ревность по Бозе показал господин преосвящ. Маркелл архиепископ Вологодский во своей епископьи, – в конце заказал плохим мастерам икон не писати на большая уничижения... анафеме предал, токмо кто дерзнет бесчинно писати св. Христов образ или Богородичный».
6* Словарь святых 72. Служба преп. Галактиону написана была ок. 1700 г. Иваном Слободским, чтецом и певцом Вологодского архипастыря. В предисловии он пишет, что в 1697 г. архиепископ Гавриил осматривал мощи пр. Галактиона и нашел их нетленными. Изв. акад. VI, 96. По древней описи Вологод. архиерейского дома «грамота Андреяна патр. о свидетельстве преп. Галактиона и Герасима Вологодских писана 7199 г. (1691)».