† Память о преподобных Антониевой пещеры
У всех почивающих в Антониевой пещере святых общая память совершается в субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня (14-го сентября). Вероятно, эта память установлена тогда, как при возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, открыто было несколько мощей древних подвижников и устроен был храм Креста Господня, что было около 1670 г.
Ныне, кроме известных по особым дням памяти, в пещере Антониевой видимо почивает святой Меркурий, епископ Смоленский. Над надгробной плитой его висит святительская мантия. Лавра поет ему: «слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре, духом же горя выну неразлучну быти от лица преподобных Печерских: темже по смерти чудотворне приплы в кладе и в пещере святой почивает телом, душей же радуется с преподобными в славе вечно». По всей вероятности святой Меркурий на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря; так как он со своей паствой испытывал ужасы нашествия Батыева. До посвящения в сан святительский подвизался он в Печерской обители, где, по примеру других питомцев пещеры, нашел себе и последний покой.
На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святой Симеон, епископ Переяславский». Мелетий Сириг в каноне Киевском святым молится: «иерарх Симеон! Ты сперва приносил Агнца Божия в жертву Вседержителю, а потом принес себя самого, как агнца, в жертву; спаси меня твоими молитвами». – По летописям, Симеон Переяславский епископ, окончил дни свои страдальческой смертью при нападении татар на Переяславль, в 1239 году, в то самое время, когда одни полчища монголов посланы были Батыем против Чернигова, другие, как волны, напали на Переяславль. Враги Христова имени не пощадили здесь ничего святого: храмы были ограблены и осквернены; жители без пощады были избиваемы; город с его кафедральным собором предан огню и святитель Симеон умерщвлен был.
Ныне видимо почивают в пещере нетленными преподобные Лука эконом, Элладий, Алексий, Сисой, Онисим и Феофил.
Преподобный Лука эконом в каноне лавры прославляется, как добрый делатель заповедей Божиих.
Преподобный Элладий называется у Кальнофойского постником и чудотворцем, и Феофил известен ему с именем чудотворца. Лавра поет: «Феофил в чудесах изящный поется, той бо еще в жизни многих чудотворением удивляше, ныне же большее прием дарование иным пособствовати, яко сохрани повеления Твоя, Спасе».
Преподобного Сисоя церковная песнь называет просиявшим в посте. Мощи его, как и преподобного Алексия, открыты после 1675 г.
В Антониевой же пещере покоятся 12 братий, каменоздатели и конописцы великой Печерской церкви. Они лежат в одном общем затворе, приняв иночество по окончании работ своих. Блаженный Симон говорит об иконописцах: «их свиты (свертки) и ныне на палатях (на хорах) и греческие их книги сохраняются на память о чуде». – Во время митрополита Сильвестра еще хранились в Печерской кладовой «Греческие книги их». – Для иконописцев всего естественнее было принесть с собой в Киев свертки писанные с руководством в иконописи. И в Восточной Церкви тех времен известны были так называемые у нас «подлинники», которые в полном виде состояли из трех отделов: лицевого подлинника, правил иконного писания и наставления о составлении красок. По известию Симона, блаженные «мастера и живописцы окончили жизнь свою в монашеском чине и положены в своем притворе», т.е. в особой пещерной келии, где подвизались.
Во время Кальнофойского (1638 г.) в Антониевой пещере открыто почивали еще другие преподобные, которых мощи впоследствии сокрыты. «Напротив Илии Муромца (по картине, рядом с Ильей), лежит нетленным телом святой Ефрем, бывший пресвитером, как видно по священному облачению на мощах»; – преподобный Иероним затворник и чудотворец» святой старец Меладий чудотворец; святой старец Пергий; святой Евстафий, бывший в миру художником золотых дел; святой отец Павел, инок чудесно-послушливый». О Евстафии в каноне поется: «Евстафий праведный, ты честным был делателем серебра и золота испытанного и затем перешел к деланию духовных добродетелей; украшая ими душу, представил ее чистой как золото и ныне поешь: благословен Бог отцев наших». Здесь же прославляется и «Ефрем священник».
Все помянутые нами святые Антониевой пещеры показаны в числе святых и в рукописных Московских святцах XVII в.
Когда подвизались эти преподобные? Так как блаженный Симон упоминается только о 12 братьях и как Симон, так и Поликарп не упоминают о других; а с другой стороны и известные по летописям святители Меркурий и Симеон окончили земной подвиг в начале XIII в., после того, как окончились повести Симона и Поликарпа, то все помянутые подвижники Антониевой пещеры жили, по всей вероятности, не позже первой половины XIII в. Это подтверждается и тем, что все святые Антониевой пещеры, которых празднованию посвящены особые дни, принадлежат несомненно к XI и XII в.
Древнее известие о событии, бывшем в пещере Антониевой при святом митрополите Ионе, говорит: в 1463 г. при благочестивом Киевском князе Симеоне Александровиче и при Печерском архимандрите Николае заведывал пещерой иеромонах Дионисий Щепа. На великий день – в святую Пасху вошел он в пещеру преподобного Антония покадить усопших святых. Придя на место, называемое общиной или трапезой, и кадя, сказал он: «святые отцы и братия! Сегодня великий день. Христос воскресе!» И вдруг услышал как бы голоса грома: «Воистину воскресе». – Так живые перед Господом по силе воскресшего Господа дали весть о своем участии в радости земли о воскресшем Господе.