Рождество Христово
За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог, за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию, обещал им Спасителя (Быт. 3:15), и сие обещание неоднократно повторял (Быт. 22:18; 2 Цар. 7:12–13), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвёртое железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова (Быт. 49:10), наконец, отнят был навсегда от дома Иудина со времени покорения Иудеи Римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков (Исх. 2:4) и Михея (Мих.4:3,5:5), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, говорит Церковь, опять восстановляет человека, который, быв сотворён по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни». Можно сказать, что вся вселенная, на основании Божественного Откровения, и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехой языков (Быт. 49:10; Лк.2:25,38).
Перед рождением Мессии, Римский император Август, во власти которого была и покорённая Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись. Все подданные Римской империи пошли вписываться – каждый в свой отечественный город. Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но как оба они происходили из рода и дома Давидова, обитавшего в земле Иудиной, в Вифлееме, городе Давидовом, то сюда на свою родину пошли в Вифлеем, где стечение народа было многочисленное, св. пришельцы в своей земле, за неимением лучшего помещения остановились в вертепе, и здесь-то исполнились предсказания пророков о рождестве Спасителя; се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Емануил: еже есть сказаемо: с нами Бог (Исх. 4:14; Мф. 1:23); и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля (Мих. 5:2; Мф. 2:6; Ин. 7:42). Господь наш Иисус Христос родился от Пречистой Девы Марии непостижимо и неизреченно, в царствование римского кесаря Августа, в лето 5508-е. «Под единым царством мирским были грады, и во едино владычество Божества уверовали языки: повелением кесаревым была перепись, мы же во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего; вписались в число верных». «Повинуясь кесареву повелению, Христе, Ты вписался в числе рабов, и нас рабов врага и греха, сделал свободными». «При Августе кесаре написание прият родшийся Богочеловек, да вселенское бесчиние исправит».
Безлетный Младенец, повитый пеленами, положен был в ясли, – в знамение глубокого уничижения, до которого ниспал человек-грешник, имеющий крайнюю нужду в небесной помощи Богочеловека. «Во яслех восклонися Господь, да безсловество человечества исправит. В бессловесных яслях Тя полагает Дева, Божие Слово безначальное, мое бо разрешити бессловесие грядеши, еже подъях завистию змииною: пеленами же повитися, яко да рассторгнеши пленицы прегрешений моих».
Но Божественная слава Богомладенца не утаилась в ночном мраке, в вертепе, в яслях и пеленах, – в этих первых образах Его смирения и уничижения. О рождении Спасителя тотчас узнали на земле, в разных странах мира, вифлеемские пастухи и восточные мудрецы, узнали и простые, и мудрые. На поле близ вертепа, в коем родился Спаситель, находились вифлеемские пастухи, содержавшие ночную стражу у стада. Им явился ангел, и слава Господня осияла их. «Се благовествую вам радость великую, яже будет всем людем, – вещал им ангел, – яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. И се вам знамение: обрящете младенца повита, лежаща в яслех (Лк. 2:10–12). И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2:14). Пастыри, по отшествии от них Ангелов на небо, поспешили в Вифлеем и нашли Марию, Иосифа и лежащего в яслях Младенца-Господа и первые поклонились Ему. Возвестив Марии и Иосифу, что видели и слышали о Богомладенце, пастыри возвратились на место своё, славя и хваля Бога. А Мария соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем (Лк. 2:9).
Между тем не одни поля вифлеемские огласились славой лежащего в яслях Младенца, иже сый сияние славы и образ ипостаси Бога (Евр. 1:3), но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек (Фил. 2:7). Перед рождением Его явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, или, как говорит святой Златоуст, «некая невидимая сила», или, по мнению святителя Димитрия Ростовского, ангельская. Своим явлением она возвестила миру, что воссияла звезда от Иакова и восстал человек от Израиля пленит вся сыны Сифовы (Исх. 24:17). Слова сии, произнесённые прорицателем Валаамом около 1450 лет до Рождества Христова, относят к событию рождения Спасителя Ориген, святой Киприан, писатели III века; святые Амвросий Медиоланский, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, писатели IV века; также составитель пролога и святитель Димитрий, митрополит Ростовский, и Православная Церковь в своих песнопениях. Она называет родившегося Христа звездой, воссиявшей от Иакова. Необычайная звезда привела с востока на поклонение новорождённому Царю иудейскому волхвов или мудрецов (Дан.1:20; V, II), которые, падши пред Ним, поклонились и поднесли Ему дары – злато, ливан и смирну, – злато яко Царю, ливан яко Богу, смирну яко человеку смертну. Волхвы, по изъяснению св. Димитрия, митрополита Ростовского, и Церкви, были те цари Аравстии и Сава, из стран богатых золотом и благовониями (2 Пар. 9:1), о которых предсказали пророки Давид (Пс. 71:10) и Исаия (Исх. 60:6), и вероятно принадлежали останкам Церкви Данииловой и начаткам языческой. «Воссияв звезда от Иакова, Владыка, Ты исполнил радости наблюдателей звезды, мудрых хранителей вещаний древнего прорицателя Валаама, и явно принял их, приведённых (к Тебе), как начаток язычников. Дщерь Вавилонская влечёт к себе из Сиона пленных отроков Давидовых, а сама посылает с дарами сынов (своих) – волхвов поклониться дщери Давидовой, приявшей в себя Бога. Вавилон владел добычей и пленённым богатством царства Сионского, а Христос привлекает в Сион путеводной звездой и сокровища его, и царей звездоблюстителей». По словам Козьмы Маиумского, «Ефиопия и Фарсис, острова Аравийские и Сава Мидийская пали пред Спасителем».
И не только пастухи и волхвы узнали и исповедали Христа Спасителя, но и каждая тварь, по изречению Церкви, принесла родившемуся Господу дар: Ангелы – пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы –дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – матерь Деву, язычество – начаток христианства в своих волхвах. Так в Вифлеемском вертепе и сквозь уничижение родшегося Спаса просияла Божественная слава!
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим и дванадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Се, благовествуют вам, Ангел глаголал Вифлеемским пастырям, радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о родшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. 2:10–20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о великой всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славой и хвалой Его от пастырей.
Согласно с Божественным свидетельством Евангелия отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. «Из сокровищницы сего славного дня (Рождества Христова), говорит св. Ефрем Сирин, все дни заимствуют блага свои. Велик, Господи, этот день Твой, всеми чествуется день рождества Твоего». Св. Григорий Богослов в день Рождества Христова восклицал в слове своём, как и ныне Церковь поёт: «Христос рождается, славьте! Христос с небес, выходите в сретение! Христос на земле, возноситесь! Пойте Господеви, вся земля (Пс. 94:1). И будем праздновать не пышно, но Божественно; не по-мирскому, но премирно, не наш праздник, но Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немоществования, но уврачевания, не праздник созидания, но воссозидания». «Вот настаёт, говорит св. Златоуст о дне Рождества Христова, праздник честнейший и важнейший всех праздников. Кто назовёт его матерью всех праздников, тот не погрешит. Что же это за праздник? Это Рождество Христово по плоти; в этом празднике имеют начало и основание своё Богоявление и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал, а это Пасха; и не послал бы Св. Духа, а это Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались и наши праздники, как от источника различные потоки». В другом слове св. Златоуст называет праздник Рождества Христова известным и знаменитым у всех от Фракии до Кадикса, и величие праздника изображает следующим образом. «К чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвещали, и праведные желали видеть, то сегодня совершилось. Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. Возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные! Иоанн взыгрался во чреве матери своей, когда Мария пришла к Елисавете – его матери; не более ли мы должны восклицать от внутренней радости, видя сегодня не только Марию, но и нашего Господа, нашего Спасителя! Не большим ли благоговением и удивлением должны исполниться мы, видя Его рождение и величайшее таинство вочеловечения Его, непостижимое для ума! В какое изумление пришли бы мы, если бы солнце сошло с неба, вращалось на земле, и лучи свои распространяло ко всем людям! Действительно все обитатели земли были бы поражены таким чудом: не более ли мы должны исполниться глубочайшим удивлением, при совершившемся ныне гораздо важнейшем чуде, когда Солнце правды распространяет Свои лучи из нашей плоти и озаряет наши души! Посему и я весьма желал видеть день сей и притом так, чтобы он празднуем был всенародно, как я теперь вижу. Ибо пространство храма сего почти тесно для столь многочисленного собрания. Ожидайте награды от родшегося днесь Спасителя. Он силён наградить вас по достоинству за вашу пламенную ревность». Блаженный Августин называет праздник Рождества Христова годовым и говорит: Христос предпослал Иоанна, да родится он тогда, когда дни начинают возрастать, преобразуя сим то, что говорит тот же Иоанн: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3:30). В благоговейном послушании да празднуем день рождения Христа в образе раба. Ещё не можем созерцать, что Он рождён от Отца прежде денницы: да повторяем то, что Он в часы ночные рождён от Девы. Неспособны мы ещё быть на вечери Отца нашего: да познаем ясли Господа нашего Иисуса Христа».
Прав. Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума (Пл.84:12), в нём же служащий звёздам (волхвы) звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».
Подобно важному гражданскому событию, о котором обыкновенно слух далеко разносится между людьми, событие великого праздника Рождества Христова распространяется на многие дни. В пределах предпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается 12 дней. Впрочем, на всё Богослужение прав. Церкви, совершаемое ею с сентября, – начала древнего церковного года до дня праздника, можно взирать как на время ветхого Завета, в котором многие верой видели и ожидали грядущего Мессию (Евр. XI). В это пространство времени с сентября до праздника при Богослужении своём Церковь преимущественно воспоминает ветхозаветных пророков, праотцов и отцов, и события, предварившие рождение Иисуса Христа. Сии события и преставления многих ветхозаветных праведников Промысл так расположил, что воспоминания их в прав. Церкви, предваряя праздник Рождества Христова, приготовляют нас к торжеству этого праздника.
К достойному празднованию в день рождества Христова Церковь и закон гражданский призывают всех нас. Древле, как и ныне, в этот праздник христиане оставляли мирские и житейские дела. Места присутственные освобождались от присутствия; рабам давалась свобода от трудов. Все спешили во храм Божий к общественному Богослужению, во время которого причащались св. Таин и слушали пастырские поучения. После Богослужения занимались делами благочестия, согласно с постановлениями гражданскими и внушениями св. отец. Так некогда в день рождества Христова поучал св. Ефрем Сириянин: «ныне воссиял день милости, да не преследует же никто ближнего своего мщением за нанесённую им обиду; настал день радости, да не будет никто виной печали и скорби для другого. Это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, – возмутитель мира и спокойствия. Это день, в который Бог снизшёл к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься перед грешником; это день, в который Господь твари сошёл к рабам, да не стыдится господин с подобной любовью снизойти к слугам своим: это день, в который Богатый обнищал нас ради, да не устыдятся богатые разделять свою трапезу с бедными». Благоговение Русского царя Алексея Михайловича в день рождества Христова и в другие праздники простиралось до того, что некоторые преступники освобождаемы были из темниц и бедные получали воспоможение. Напротив, издревле запрещены в великий праздник рождества Христова общественные игры, зрелища и увеселения, нарушающие святость праздника.
Согласно с пророчеством Исаии о Спасителе: изыдет жезл из корене Иессеова. и цвет от корене ею взыдет (Исх. 11:1) и согласно со словами песнопения Церкви в честь события рождества Христова: «Христе-отрасль от корня Иессеова и цвет от него, – произрос Ты от девы», некоторые из родителей в праздник Рождества Христова поставляют для детей своих сухие ветви (ёлки), украшая их светом светильников и сластями. Эти ветви могут служить поучительным образом того, что природа наша по себе, как безжизненная и бесплодная ветвь, во Христе Иисусе, – источнике жизни, света и радости, может прозябнуть и принести духовные плоды: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23).