Рождество честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Когда солнце правды, Христос Спаситель наш захотел воссиять миру, то прежде явилась денница – Предтеча Христов. Он родился в Ютте близ Хеврона, от праведной Елисаветы, неплодной, и заматоревшей во днех своих, как древле Исаак от состарившейся Сарры. Чудесное рождество Иоанново было предтечей ещё более чудесному рождеству Христову. Соседи, сродники и знакомые, услыша о рождестве Иоанна, возрадовались, что Господь сотворил с Елисаветой милость, отъя от нея поношение бесчадства. В осьмой день обрезали младенца, назвали его, как предсказал Архангел, Иоанном, – именем приличнейшим тому, который долженствовал приготовить людей к принятию благодати Иисуса Христа: Иоанн – значит благодать. Все удивились этому новому имени в родстве Захарии и Елисаветы. После сего тотчас отверзлись уста, разрешился язык, и Захария стал говорить, благословляя Бога. При столь видимых знамениях всемогущей благодати Божией, на всех окрест живущих напал страх; все, слышавшие о событии рождения Иоанна, помышляли: что будет младенец сей? Захария, по внушению Духа Святого, возвестил о близком исполнении предсказанного пророками избавления людей и о высоком назначении Иоанна быть Предтечей Спасителя. И ты, отроча, между прочим говорил Боговдохновенный старец, наречешися пророк Вышняго: предыдеши бо пред лицем Господним, уготовати пути Его, дати разум спасения людем Его в оставление грех их. Младенец же Иоанн возрастал и укреплялся духом и был в пустынях до дня явления своего Израилю (Лк. 1:65–80) для того, говорит Златоуст, чтобы не видеть и не слышать злодеяний человеческих.
В воспоминание рождества Предтечи Христова, согласно свидетельству Евангелия, что о рождестве его многие возрадуются, с первых времён христианства установлен праздник. Между сочинениями отцов Церкви IV века сохранились многие поучения на этот праздник, произнесённые ими в разных странах. Таковы поучения св. Амвросия Медиоланского, св. Иоанна Златоустого, Августина и других. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII Андрей Критский, в VIII Иоанн Дамаскин, в IX монахиня Кассия и другие написали многие песнопения, коими Церковь ныне прославляет Предтечу в день его рождества.
Праздник рождества Иоанна Предтечи отнесён к 24 числу июня соответственно Рождеству Христову, которое Иоанн упредил шестью месяцами, и соответственно смиренному отзыву и великого пророка о себе самом в отношении к Иисусу Христу: Ему подобает расти, мне же малитися (Ин. 3:30). «Этот отзыв Предтечи», по словам Амвросия Медиоланского, и «подтверждается самим временем. В праздник Рождества Иисуса Христа день растёт, а в праздник Рождества Иоанна умаляется. В Рождество Иисуса Христа день прибывает, поскольку является Спаситель мира, а в Рождество Иоанна умаляется, поскольку рождается последний пророк: ибо закон и пророцы до Иоанна (Лк. 16:16)». При летнем умалении дней светильник горевший и светивший, св. Предтеча Иоанн, конец Ветхого Завета, начинает умаляться, а при зимнем возрастании дней Христос Господь, Свет истинный, восходит и распространяется.
День Рождества св. Иоанна Предтечи есть великий христианский праздник, хотя и не дванадесятый. Прославляя чудесное зачатие Предтечи, который исполнился Духа Святого ещё от чрева матери своей, Церковь торжественнее прославляет его рождение, о котором, по словам Евангелия, будет радость и веселие, и мнози возрадуются (Лк. 1:14), и которое возвеличило Елисавету и обрадовало соседей и родственников. Блаженный Августин в слове своём на день Рождества Предтечи говорит: «сегодня празднуем мы день рождения св. Иоанна, честь, какая, по нашему мнению, не воздаётся ни одному святому. Во всём христианском мире празднуется и почитается день рождения только Господа и св. Иоанна. Иоанн родился от Девы. У Елисаветы побеждено неплодство, у св. Марии изменён естественный закон рождения. Кто же Иоанн? Для чего он предназначен? Он есть великий Иоанн, о величии которого засвидетельствовал Сам Спаситель наш, сказавши: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя (Мф. 11:11). Иоанн превосходит всех, и пророков, и патриархов, превосходит всякого, рождённого от жены. Иной, может быть, скажет: если Иоанн болий всех рождённых жёнами, то он болий и Спасителя. Нет, Иоанн есть сын жены, а Спаситель сын Девы. Иоанн родился из недр тленной плоти, а Христос от нетленных кровей Девы. Иоанн послан перед Господом, Который, сделавшись человеком, имел явиться по исполнении определённого времени. В Иоанне обитала такая благодать и величие, что его считали за Христа. Но что сам Иоанн свидетельствует о Христе? От исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать (Ин. 1:16). А кто мы? – Все пророки, патриархи, Апостолы, все святые, до рождества и по рождестве Христа бывшие, от исполнения Его мы вси прияхом; мы – сосуды, а Христос – источник. Иоанн есть человек, а Христос – Бог. Человеку надлежало умалиться, чтобы Бог возвеличился, как сам Иоанн говорит о Иисусе Христе: Оному подобает расти, мне же малитися (Ин. 3:30). Показуя умаление человека, Иоанн родился сегодня, когда дни умаляются. Являя величие Бога, Христос родился в такое время, когда дни возрастают. Великое, святое дело, братия! Мы празднуем день рождества Иоанна, равно как и день рождества Христова, потому, что то, и другое рождество – есть тайна. Одно есть тайна нашего умаления; другое – тайна нашего возвеличения. Мы умалились через человека, чтобы через Бога возрасти. В себе самих мы умалились, чтобы в Боге возвеличиться. Гордость человеческая должна быть умалена, чтобы возросло к человеку Божественное милосердие. Умаление человека и величие Бога примечаются и в страданиях Иоанна и Христа. Показуя умаление человека, Иоанн усечён; являя величие Бога, Христос вознесён на крест. Желательно, возлюбленные братья, чтобы мы для празднования настоящего дня с духовным веселием, расположили сердца свои к творению посильной милости, хранению со всеми мира. Желательно, чтобы мы, из любви к Богу и ревности к доброму поведению, всемерно стремились удалить все шутки и соблазнительные слова не только от себя и своих семейств, но и от всех нам принадлежащих. Желательно, чтобы сей св. праздник не был омрачён мирским пением. Только тогда св. Иоанн исполнит молитвы, если мы праздник его будем проводить в мире, воздержании, чистоте, без забав. Об этом я напоминаю вам, возлюбленные братья, по отеческой заботливости о вас. Я уверен, что вы, при благодатном, содействии Божием, будете сохранять не только себя, но и всех зависящих от вас, в совершенной скромности, чистоте и воздержании. Посему, благодаря Бога, вместе молю Его, чтобы Он дал вам смысл твёрдо желать и приобретать то, что свято, и содействовал вам к утверждению вас в спасительном праздновании».