† Преставление св. Феоктиста, архиепископа Новгородского
Не много сохранилось известий о земной жизни св. архиепископа Феоктиста; но и в немногих известиях можно видеть, какой был главный подвиг жизни его, прославленный небом.
После того, как 22 мая 1299 г. преставился Климент, архиепископ Новгородский, «Новгородцы с посадником Андреем, долго рассуждая о преемнике, полюбили Богом назначенного, доброго и смиренного Феоктиста, игумена св. Благовещения. Собрав звоном вече у св. Софии, князь Борис Андреевич и все Новгородцы почтительно привели его и посадили на дворе владыки, пока узнают, где митрополит». В следующем году «митрополит Максим, Ростовский епископ Симеон и Тверской епископ Андрей прибыли в Новгород и поставили Феоктиста в архиепископа в Софийском соборе; Новгородцы очень рады были своему владыке». Торжество для Новгорода действительно было необыкновенное! Только в первый раз Новгородский владыка посвящается в Новгородском храме св. Софии. Что чувствовал сам посвящаемый, памятники не говорят. – В следующем году, по благословению св. Феоктиста, заложен был каменный храм св. арханг. Михаила и через два года освящён, – храм поныне целый. – В 1305 г. видим блаж. архипастыря принимающим участие в договорах Новгорода с в. кн. Михаилом Тверским о сохранении древних взаимных отношений. «Княжение твое, говорят Новгородцы, честно держати (должны), по пошлине (по обычаю), без обиды; а тебе, господине, також Новгород держати (должно) без обиды, по пошлине». Печать на грамоте представляет лик Богоматери с предвечным Младенцем на персях, с надписью: Мр Ѳꙋ, а на обороте слова: «Фектист архиепис. Новгородский». В том же году видим святителя совершающим освящение храма в честь св. Бориса и Глеба и ещё другого, на княжем дворе, в честь отцов первого Вселенского Собора. – Спустя два года Новгородцы за печатью своего архиепископа представили в. князю жалобу на его Новгородских наместников. В сентябре в. князь Михаил прибыл в Новгород и личными распоряжениями успокоил Новгородцев. – Но время тогда было смутное. Кн. Юрий Данилович препирался с св. в. кн. Михаилом за Новгородское княжение, и происки Юрия наносили только неприятности Новгороду. – Писец Апостола 1307 г. с скорбью говорил: «при сих князьях сеялись и росли усобицы и жизнь наша гибла от ссор княжеских и век людей укорачивался». – А блаж. святитель и без того был слаб здоровьем. При таком положении дел в декабре 1307 г. «благословив Новгородцев, по болезни удалился он в монастырь Благовещения Богородицы, с тем, чтобы пребывать в безмолвии». – Блаженный после того почти постоянно был болен, в продолжение целых трёх лет. «Он много страдал для Бога», говорит современник; «когда он умер, святая душа его взошла на небо, а лицо его как-бы озарилось светом, так что видевшие дивились и славили Бога». Так блаженный Феоктист и тогда, как был игуменом Благовещенской обители, украшен был добротой сердца и смирением. Но Богу угодно было посетить его тяжкой болезнью, и душа его страданием телесным ещё возвысилась в духовном совершенстве. – Чудны дела Божии! Премудрая благость знает, кто на каком пути может дойти до совершенства и ставит его на лучшем пути. – Не будем же роптать на Господа, когда посылает Он нам болезнь: она нужна нам, она – спасение наше. Будем переносить болезнь, как усмирение замыслов гордости нашей, как врачевство разным другим болезням нравственным, как лучшее состояние для приобретения твёрдости в добре, искусства в молитве и упования на Бога! Блаж. Феоктист, созревший духом в страданиях телесных, мирно почил 23 дек. 1310 г. «Честное тело его положено было с честью, в сопровождении всего духовенства, в монастырском храме Благовещения Богородицы.
Первое прославление святителя Феоктиста совершилось спустя 300 лет после его кончины. Супруга царского дьяка Юлиания долго была больна, так что потеряли всякую надежду на её выздоровление. Раз ночью во сне явился ей муж в священном величии и сказал: «поищи гроб архиепископа сего города Феоктиста и получишь исцеление». Дьяк после справок с летописями о гробе блаженного Феоктиста привёз больную в Благовещенский монастырь; отпел здесь панихиду и роздал щедро милостыню. Больная тога даже почувствовала облегчение и скоро совсем выздоровела. По желанию благодарного дьяка тогда же написана была икона святителя, по явлению, бывшему жене его; а в то же время Софийский пономарь Феодор, занимавшийся иконописанием, написал икону его с того древнего подлинника, который сохранялся на стене Софийской паперти, и изобразил святителя в молитвенном положении перед иконой Благовещения. – Вслед затем в 1644 г. Новгородский наместник царя, князь Василий Ромодановский, по благоговейному усердию к святителю, поставил часовню на месте обрушившегося храма; потом устроил раку над мощами с ликом святителя, а наконец возобновил и каменный храм. В 1707 г. открыто положены были мощи святителя. Исцеления продолжались. Так, в 1710 г. поселянка Мария, 20 лет бывшая больной и 3 года слепой, когда облобызала лик святителя на гробе его, мгновенно получила здоровье. В 1714 г. пономарской вдове Евдокии, лежавшей в расслаблении, явился в ночном видении святой и сказал: «для чего напрасно лечишься у глупых волхвов?» Больная велела сыну вести её к гробу святителя Феоктиста и здесь получила исцеление.
В 1786 г. мощи святителя, по разрешению Свят. Синода, перенесены были из упразднённого Благовещенского монастыря в Юрьев монастырь и положены были в храме, подле стены, у иконостаса. Архимандр. Фотий устроил придел в честь святителя Феоктиста.
* * *
Преп. Павла исповедника, епископа Неокесарийского. В гонение Ликиниево (320 г.) был местным правительством обвинён в противлении власти, заклеймён на руках горячим железом и сослан к реке Евфрату. После гибели Ликиния возвратился на престол и в 325 году был в числе других отцов на первом Вселенском Соборе, в Никее.