† Преставление преп. Иоанна Рыльского
Преподобный отец наш Иоанн, великий между подвижниками, был из пределов города Средца, из села называемого Скрином. Родители его были люди благочестивые, и не очень богатые, из племени бoлгapcкогo. Когда они умерли, а он с юности возлюбил Господа: то оставшееся ему имущество роздал он бедным и больным; а сам, приняв монашество, вышел из родины своей, нося на теле своем одну кожаную одежду. Взойдя на высокую и голую гору, стал тут подвизаться, питаясь лишь диким растением». – Хижина его была сплетена тут из хвороста. Спустя не долгое время разбойники напали на него ночью и избив прогнали отсюда». – Он нашел глубокую пещеру и поселился в ней. Сюда пришел к нему молодой племянник Лука, который, скрывшись от отца, едва нашел дядю в скалах диких. Так трудно было найти тут отшельника, что сам он, увидав издали отрока, сочел появление его за мечту. С любовию принял Иоанн юного племянника и особенно обрадовался, когда услышал, что тот жаждет душевного спасения. Они стали подвизаться вместе. – Брат, узнав, что сын его скрывается у дяди, закипел гневом и злобою на Иоанна. Найдя его в пещере, он ругал его всячески и даже поднимал на него камень. – Преподобный молчал. Отец, ухватив сына, потащил его за собою. Иоанн пал на землю и со слезами молил Господа, дабы устроил он сам нужное для вечного спасения человека молодого. – Помолясь, сел он в своей пещере, с тугою об опасностях мирской жизни. Что же случилось с отроком? Дорогою змей укусил его и он умер. Отец, так неожиданно потерявший сына, почувствовал свою виновность. Он возвратился к брату и сказал о несчастии. Пустынник велел ему похоронить умершего»; впоследствии преподобный хаживал на могилу праведного отрока и здесь было любимое место отдыха его. Крепки были подвиги его и против мечтаний духов и против немощей плоти. Двенадцать лет пробыл Иоанн в дикой своей пещере.
Из пещеры перешел он «в пустыню Рыльскую и, поселясь в дупле дерева, твердо подвизался, постился, молился и плавал постоянно; питался он только травою:, не видел здесь и лица человеческого, но пребывал с зверьми; Бог, видя великое терпение его, повелел, да произрастает для него слануток – (бобы) и блаженный питался тем долгое время. Пастухи увидели его и чрез них узнали о нем везде». Это было так: овцы внезапно от какого-то страха побежали и летели по стремнинам дотоле, пока не добежали до места, где жил отшельник. Пастухи, бежав за ними, с изумлением увидели пустынника. «Вы пришли сюда голодные, – рвите себе слонутки мои – и кушайте», сказал отшельник. Они ели и насытились; только один напрятал себе много бобов в запас, без благословения пустынника, и когда на дороге дал товарищам: то в украденных стручьях не оказалось ни зерна. Они воротились к доброму старцу с раскаянием. Старец простил их и с улыбкою сказал: «видите, дети, эти плоды назначены Богом для пропитания пустынного». Понятна, как много говорили после того пастухи о дивном отшельнике. Но известие их породило разные толки, в том числе, как бывает у мирских людей, и невыгодные. Знавшие его в миру называли его исступленным, чуть не пустым человеком. Отчего стал жить, как не они. Но другие и «многие приходили к нему и, принося своих больных, получали здравие молитвами святого». Человек несколько лет одержимый нечистым духом, увидя шедших в Иоаннову пустыню, последовал за ними. Не дошел он еще версты до Рыльской пустыни, как упал на землю и стал кричать: «не могу идти далее, палит меня огонь». Спутники, связав несчастного, приволокли его к преподобному и просили исцелить его. «Дети мои, сказал он, – это – не по силам моим, – я немощный человек, как и вы; один Бог может исцелить его». Те неотступно просили его и отшельник помолился о нем, больной внезапно стал здоровым и все прославили Бога.
Избегая известности человеческой, подвижник скрылся из любимого дуба и, найдя весьма высокую и едва доступную скалу, поселился тут. Здесь он провел более 7 лет, под открытым небом, перенося все воздушные перемены, молитвы совершая то стоя на ногах, то коленопреклонный. Дошел слух о великом пустыннике до болгарского царя Петра. Благочестивый царь сильно желал видеться с ним: но смиренный отшельник отклонил свидание и только в письме сказал доброму царю нужное для него. «Многие, возревновав о жизни добродетельной святого, пожелали жить около него и устроили монастырь, имея начальником и пастырем преподобного. Он пас свое стадо мудро». Храм устроен в пещере, где прежде жил преподобный. Достигнув глубокой старости, преподобный предал дух свой Богу августа 18-го 946 г. на 70 году своей жизни.
Спустя не малое время преподобный явился ученикам своим и повелел перенесть мощи его в город Средец (Софию). Открыв гроб, они нашли нетленное и благоуханное тело и прославили Бога, перенесли с честию св. тело, поставили его в храме св. евангелиста Луки. Когда же построен был в его же имя прекрасный храм: то положили его здесь и многие подавались пособия страдальцам всякого рода.
«После долгого времени, венгерский король приходил войною и взял многие места, в том числе и Средец. Взяв мощи преподобного, с великою честию перенес их в свою страну, где положены они были в храме, так как слышал он о чудесах его. Остригомский бискуп, тогда как слышал, что велик он пред Богом, сказал: «не знаю я этого святого, в древних писаниях не поминается он». И внезапно онемел язык его. Несчастный поспешил к раке преподобного, просил прощения, и угодник Божий, услышав молитву его, разрешил его тот час. Много и других чудес совершил преподобный в земле венгерской. Король, услышав о тои, украсил раку золотом и возвратил ее в Средец в 1093 г.
При болгарском царе Иоанне Ясене и при п. Василие мощи пр. Иоанна перенесены были в Тернов и положены были в храме, посвященном его имени. Это было в 6746 (1238 г.).
Ныне мощи пр. Иоанна почивают в его Рыльской обители, которая составляет питомник благочестия и просвещение для всего народа болгарского.