† Преставление преп. Геннадия Любимского
Св. преп. Геннадий Любимский
Сын богатых родителей юго-западной Руси, жителей Могилёва, Григорий, в иночестве Геннадий, ещё в молодости почувствовал влечение служить Единому Господу: он соблюдал пост и усердно ходил в храм Божий. Родители, осуетясь жизнью, недовольны были такими поступками сына.
«К чему ты, – говорила мать его, – как церковник, то и дело ходишь в церковь? Ты стыдишь и срамишь нас». Григорий положил тайно оставить дом родительский. Сняв с себя богатую одежду, он отдал её нищему, а у него выпросил его рубище, и в этом рубище отправился к Москве. В дремучих лесах, на неизвестной дороге, молодому человеку пришлось испытать много разных тревог, между прочим и страха от зверей. В Москве обошёл он святые места её, поклонился угодникам Божьим и искал, но не нашёл, обители по духу своему. Встретив здесь Богобоязненного молодого человека, вместе с ним отправился на поклонение Новгородским угодникам и потом на р. Свирь к преп. Александру. Оба юноши просили св. старца принять их в обитель. Преподобный сказал: «ты, чадо Феодор (спутник Григория), будешь водить зверя белоглавого, а ты, чадо Григорий, пастырь словесных овец, иди в Комельский лес к Корнилию, и он наставит тебя на путь; у нас же в пустыни труды не по силам молодых людей».
Пробыв две недели в Свирской пустыни, странники отправились в Вологодские леса к преподобному Корнилию.
«Зачем вы пришли сюда, в эту бедную пустынь?» – спросил Корнилий.
«Желаем, отче, монашеского жития», отвечали оба
«Ты, чадо Григорий, – сказал Корнилий, – войди в эту убогую келью, а ты, Феодор, будешь иметь жену и детей». Сказанное отцами о Феодоре исполнилось. Григорий пострижен и с именем Геннадия удвоил подвиги свои. По случаю неприятностей, Геннадий вместе со старцем перешёл в Костромские леса, на Сурское озеро, и здесь, построив себе келью, жили оба отшельнически; выпросив себе земли у соседних жителей, сами пахали землю и рубили лес.
В 1529 году преподобный Корнилий возвратился в Комельскую обитель; Геннадий с шестью подвижниками остался на Сурском озере. Болотистая местность заставляла много трудиться для неё, пустынники копали пруды. По просьбе преп. Корнилия, великий князь назначил для содержания пустыни отпускать хлеб. Число пустынников умножилось. Геннадий построил храм Преображения Господня и другой во имя преп. Сергия Радонежского. Преподобный подвизался неутомимо для братии и для Господа: на теле носил он тяжёлые вериги и делил с братией труды по обители, иногда рубил он дрова для братии и ночью разносил их по кельям; в другое время трудился в пекарне или пёк просфоры. Любимым занятием его было, по преданию, писание св. икон, и он своими трудами украшал свои храмы. Известно наставление его, предложенное от имени духовного старца, новоначальному иноку, драгоценное как плод духовной опытности и как картина древнего иноческого жития.
«Если пришёл ты, брат, ко мне немощному, грешному, грубому и ленивому рабу, грешному более всех в мире; если хочешь жить со мною грешным, по благословению настоятеля; если хочешь, брат, быть у Бога и отдаёшься в послушание для Господа; если хочешь наследовать Царство Небесное и подражать житью св. отцов, – я, грешный, окаянный и недостойный, – не творец делу, а слышал от св. отцов, как надобно жить иноку. Первое – надобно более всего любить Бога и брата своего, как себя. Отличия и преимущество жизни твоей, брат, таковы: не пещись тебе о суетном, ни о живых, ни о мёртвых, ни о своём теле, что есть и пить и чем одеться; не иметь ни золота, ни серебра, ни лошадей, ни работника, ни другого имущества; не держать у себя ничего, кроме необходимой одежды; из монастыря не ездить и не ходить; не пить ни мёда, ни пива, разве по нужде и то по благословению; не дружиться с мирянами ни в чём, не давать им, не брать и не просить у них, не принимать их в келью. Если кто из мирских захочет постричься или придёт старец или брат-странник, то по благословению позвать его в келью и говорить должное, а празднословия не допускать. К церковному пению ходить к началу и стоять со страхом до конца молитвы; если в силах, – не наклоняться к стене, ни к крылосу, не лежать на посохе, не говорить праздных слов; кто к чему призван, тем и занимайся. На всё наука; а церковь есть земное небо. Если стоим на молитве без страха, не оберегаемся празднословия и смеха, то больше прогневляем Бога. Надобно стоять, где поют, и внимать чтению и пению. До обеда, брат, и после эфимона не есть и не пить; от молитвы не уходить для пития воды; пить, пока не начали молитвы.
Если на молитве придёт немощь телесная, или некоторая нужда, то по благословению можно выйти, но сказать мне, почему выходишь. Если не услышишь призыва к молитве или, стоя на молитве, не поспеешь к началу, взять прощение в том; а к чему спеешь, по окончании пения прочитать то и потом выполнять келейное правило. Стоя на молитве с братией, „Господи, помилуй“, в одно слово с тем, с кем сряду, – поклон класть также вместе с ним, – ибо так велит чин... После литургии идти из церкви за панагией после братии, а не в ряду, и говорить псалом 144; если же проговорил его в келье, то говори молитву Иисусову. Из трапезы идти в келью также за панагией, после братии, одному за другим, в молчании; на монастыре не оставаться, идя в церковь, или в трапезу, ни у дверей или окна старца или брата не стоять. Если у тебя есть дело до старца или брата, – иди к нему в келью после обеда или после вечерни, по благословению, но скажи мне, зачем идёшь.
Придя после молитвенного пения в келью или после обеда или ужина, должен ты положить 12 поклонов, также за умершего брата; если же такой день, когда не положены поклоны, – то до пояса. Рукодельем занимайся, брат, на монастырь, по силе, сколько можешь, для спасения своего; а на себя или на иного кого не работай и не продавай никому и не нанимайся у мирянина или брата. Если же кому придёт особенная нужда, и захочешь послужить брату, то по благословению можешь. Торговлей не заниматься ни с кем, не продавать и не покупать, не брать у брата и не давать ему. К молодым братиям не приставать и не дружиться с ними. Без благословения не выходить из монастыря и не бродить поздно, не вести пустых бесед, сидя или стоя на монастыре или за монастырём, и не ходить по монастырю без нужды. В келье, брат, также не должно быть празднословия, ни споров, ни гнева не держи в сердце; если же что имеешь против брата, то со смирением скажи о том и примирись с ним. Если услышишь от старца или брата о моём невежестве, то Бога ради сказывай мне о том наедине в келье, без стыда, – я глуп и безумен. Чужих вещей не бери на хранение. Что между нами бывает в келье, того из кельи не выноси; но если что увидишь или услышишь худое вне кельи, того не вноси в келью. Знай только церковь и трапезу да свою келью.
Какую работу поручат, или какую одежду дадут, ту и бери. Какую пищу и питье поставят на трапезе, ту и вкушай и пей. Не ропщи ни на что, для Бога, помни жития св. отцов... Сказано: многими скорбями подобает в Царство Небесное внити (Деян. 14:22).
О мирских делах не расспрашивай, и о монастырских не говори без нужды. О родственниках и друзьях также не допытывайся.
Но ты, господин брат, знаешь более меня... Чем потешит тебя служащий или старец, то ешь и пей, не рассуждая... Если за обедом или ужином понездоровится тебе и тебе не хочется есть то, что едят другие, а служащий брат спросит: не хочешь ли того или другого, – отвечай ему со смирением: воля Божия и твоя да будет; но сам не проси... Если ты здоров телом, после всенощной и утрени не спи; если вчерашний день был на монастырском труде, после утрени усни, а после всенощной не ложись, – на всё опыт, – от того бывает искушение; трудись в молитве и в чтении книг, если не умеешь грамоте – в рукоделии... Если берёт тебя дремота и леность, борись Бога ради; если не можешь отогнать сна, прими благословение и иди в поварню или хлебную и, что велят, послужи в том... В правиле келейном и церковном не ослабевай, за исключением великой нужды, да испытанный венец приимешь, который уготова Бог любящим Его (Иак. 1:12). Если упал как-нибудь, не лги. Брата не осуждай за недостаток и не радуйся, чтобы самому не впасть в то же, или в иную сеть неприязненную. Таков союз любви. Без него не совершается никакая добродетель. Если придёт тебе скорбь от кого, вини себя и терпи для Небесного Царствия. Если кто унизит тебя, или укорит и досадит, или возведёт что на тебя, или причинит великое зло, возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23), – сам не брани; сам ты не должен досаждать другому, ни гневаться, ни помнить зла, ни завидовать. Такова любовь Божья. Господь сказал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящая вам напасть и изгоняющая вас (Мф. 5:44)... Если найдёт уныние до обеда, когда занимаешься рукоделием, или учишь наизусть или читаешь книгу, то стань на молитву; если не сможешь победить уныния, приняв благословение, иди в поварню или пекарню, и там по благословению послужи с молитвой, любовью и молчанием. Если найдёт уныние после обеда или после вечерни, читай книги или иди к старцу, которому особенно доверяешь, посиди у него, и зачем пришёл, скажи без празднословия, только бездельным не будь.
Если приходит блудный помысл, или сонное мечтание, или плотское разжжение, то спасайся постом, слёзными молитвами, рукоделием, безмолвием, – трудись по силе с молитвой, но не твори своей воли. Если придёт ночное страхование, то стой на молитве неподвижно и, воздев руки, говори: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, помилуй мя создание Твое... Если находят скверные и хульные мысли, когда стоишь, или сидишь, или лежишь, или идёшь, – не обращай на них внимания, а молись Богу со смирением и усердием... С братиями живи ровно, не кажись очень хорошим. Если и по Боге жизнь твоя, но чтобы не оказалось имя твоё выше дел, будь в сердце твоём ниже всех, и человеколюбивый Бог избавит тебя от бесовского навета. Если сохранён ты Богом от телесной скверны, смотри, не плошай, – не считай себя в сердце праведником, а повторяй со смирением пророческое слово: в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7)».
Так наставлял преп. Геннадий!
Подвигами самоотречения и Богомыслия дух преп. Геннадия очистился до прозрения тайн будущего. В одно время случилось ему быть в Москве с двумя учениками своими и посетить дом боярыни Иулиании Феодоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева. Благочестивая боярыня с любовью приняла его и просила благословить детей её: Даниила, Никиту и дщерь Анастасию. Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии «ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицей». И Анастасия была супругой царя Грозного, супругой в самом лучшем значении. В 1549 году блаженный старец Геннадий был восприимным отцом первой дщери доброй Анастасии. В одно время стоял он в придворной церкви, где много было боярских жён. Входит в храм бедная женщина с ребёнком на руке и с другим, которого вела за руку. Одна боярыня, взглянув на неё, сказала: «вот какой нищете даёт Бог детей; у нас есть чем кормить детей, а их нет». Старец сказал вслух: «не ропщите, боярыни! живите по-христиански, и будут у вас дети». Слова старца исполнились во всей точности, как для добрых христианок, так, и для забывчивых о вечности.
Блаженный Геннадий ещё при жизни прославился даром чудес. Князь Борис Палецкий больным прибыл в обитель Геннадия.
Блаженный дал ему свой посох и – князь стал здоров. Домашний священник Василий, которому князь поручил доставить посох в дом, бросил посох в воду с гордым пренебрежением и – нашёл жену свою умершей, а сам стал болен. Почувствовав грех свой, дал он обет – постричься в обители Геннадия, и Геннадий с любовью принял его.
Вологодский и Пермский епископ Киприан также испытал на себе целебную силу преподобного, которого он любил и чтил. Он долго не вставал с постели, но по прибытии св. старца мог встать и вкушал с ним пищу. Когда же Киприан просил Геннадия, чтобы помолился о совершенном исцелении его, Геннадий отвечал: «нога твоя не исцелеет до конца жизни, она – учитель тебе о смерти». Киприан жил после того 5 лет. Пред кончиной своей преп. Геннадий написал духовное завещание для своей обители.
«Духовные братья мои и спостники! – говорил преподобный; – день мой склоняется к вечеру и секира у корня: иду к судилищу Христову. Для святой заповеди Господа не забывайте меня в молитвах! взирая на гроб мой, поминайте любовь мою и молитесь Христу, да упокоит дух мой с праведными. Дети мои! бойтесь Бога и повинуйтесь во всём наставникам вашим, по слову Апостола (Евр. 13:17). Уважайте святителей, чтите царя православного. Все игумены обязаны повиноваться царю по духовной совести; а вы, братия, повинуйтесь со всей покорностью игумену, кому бы ни было поручено управление обителью Спаса. Особенно же прошу вас не выходить из сего места без благословения настоятеля, по вражде. Не спорьте брат с братом, а угождайте один другому; не творите дел тьмы; пусть жизнь ваша располагается по преданию св. отцов. Как написал отец наш Корнилий, так и должно быть всё в обители смирения нашего. Тебя, игумена Вассиана, прошу не оставлять обители своим усердием».
«Братья мои и дети! не нарушайте ничем предания нашего. Не оставляйте собрания церковного. Первая мерзость в чернецах – не приходить в церковь, или придя смеяться, осуждать, а в келейной молитве быть ленивым. От сего слабеет тело и душа, и труд ваш пропадает. Лукавый сатана готов живым свести в ад чернеца. Прошу вас, спостники мои, не быть ленивыми в монастырских службах, не отягчаться трудами. Вы питаетесь трудами рук ваших. Не ропщите на настоятеля: ропщущий чернец унижает себя. Будьте внимательны к поучениям, возбуждайте ленивых, чтобы не уклонялись от службы Божией. Чернец, не приступавши к св. причастию в течение шести недель, уже не чернец. Не расхищайте ни орудия монастырского, ни хлеба, ни овощей не выносите за монастырь по своему произволу. Не держите пищи по кельям и не берите хлеба из трапезы, разве только по болезни. Пусть для всех одинаковая будет одежда и пища. Не объедайтесь и не упивайтесь на трапезе: это – мерзость пред Богом и болезнь плоти. Не ссорьтесь между собой: по учению писания, творящие вражду, хульники, клеветники не наследуют Царствия Божия. Нерадивые иноки близки к пучине ада. Праведные, мало потерпев и сохранив заповеди Божии, будут вечно радоваться. Христос вселяет единомысленных в дом Свой. Так, дети мои, старайтесь идти жёстким путём, сквозь тесные врата, чтобы получить вечную жизнь».
«Служителям обители и работающим заповедаю не гневаться, не ссориться, повиноваться во всём настоятелю, не оскорблять братию ни словом, ни делом, бережно хранить вещи обители, не касаться до чужого. Грех предаёт душу негасимому огню».
«Дети мои! берегите себя от всего неразумного и другим напоминайте о наших словах. Трудитесь по послушаниям без ропота и волнения. Не будьте человекоугодниками, а работайте и заочно верно и правдиво. Не обижайте крестьян насилием. Не гордитесь посетителями; довольствуйтесь последним местом; не переносите ложных слов игумену и братии. Будьте поспешны в добре. Учитесь добру из св. Евангелия и Апостольских писаний. Приобретайте для обители книги, которые очищали бы ум ваш и умножали познания по учению св. отцов. Соблюдающей заповеди Божьи и веру Божью будет веселиться вечно».
Блаженная кончина преподобного аввы Геннадия последовала 23 января 1565 года. Мощи ого найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся они в приделе сего храма, под спудом. Но служба ему составлена была ранее того времени.