Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Феодосия Тотемского

 Преставление преп. Феодосия Тотемского

Св. преп. Феодосий Тотемский

Преподобный Феодосий, по фамилии Суморин, родился в Вологде. Воспитанный в страхе Божием, он и в юности отличался благочестивым настроением души. По настоянию родителей своих вступил он в брачную жизнь и имел дочь Марину; но любовь супруга и родителя не отвлекала его от любви Божией; он усердно посещал храм Божий и во время Богослужения уединялся от людей, чтобы не развлекаться ничем земным; душа его постоянно стремилась к высшему духовному совершенству. По смерти родителей вступил в Прилуцкую обитель преп. Димитрия и принял иночество. Здесь усердно проходил он тяжёлые послушания, носил воду, рубил дрова, а вместе с тем соблюдал строгий пост и не оставлял славословий храма. Воля настоятеля Прилуцкого указала ему надзирать в Тотьме за солеваренными заводами обители. Феодосий полюбил пустынную тогда Тотьму и, найдя между жителями её ревнителей иночества, положил основать здесь обитель; ему понравился высокий мыс между реками, впадающими в Сухону, отенённый лесом и горой. Место это принадлежало Марье Григорьевне Истоминой; но благочестивая вдова, узнав о желании Феодосия устроить здесь монастырь, с радостью уступила ему свою собственность. Получив благословение игумена своего на своё благочестивое намерение, Феодосий поставил на новом месте крест и выкопал себе пещеру. В 1554 году отправился он в Москву к царю и митрополиту с просьбою жителей Тотьмы дозволить основание новой обители близ Тотьмы. «В Тотьме и во всём Тотемском уезде, – писали Тотемцы, – нет ни одного монастыря; кто захотел бы при старости или при смерти принять пострижение, постричься негде. Старец Феодосий Суморин желает воздвигнуть в Тотьме церковь и монастырь». Потому просили дозволить исполнить желание Феодосия и их общее. В 20-й день февраля 1554 г. дана несудимая грамота, которой царь дозволил Феодосию строить храм и обитель близ Сухоны, на избранном месте, и освободил новый монастырь от суда наместника Тотемского. Митрополит дал знать Ростовскому архиепископу, в ведении коего была тогда Тотьма, дабы выдана была благословляющая грамота на построение храма и обители. На обратном пути Феодосий снова заходил и в Прилуцкую обитель испросить благословение великого угодника Божия на своё предприятие, и получил в благословение икону Божией Матери, известную поныне в обители его с именем Суморинской чудотворной иконы. В 1556 г., вследствие просьбы его, дана ему другая царская грамота, которой дозволено ему иметь на Тотемских солеварнях монастырские трубы и добываемую соль продавать без пошлины, в пользу обители. Попечительный основатель обители приобрёл куплей и вкладами и другие угодья для обители, как говорит он в своём завещании. Он обновил ещё бывшую в Тотемском уезде пустынь Ефремову и завёл в ней братство. Быв настоятелем двух обителей, Феодосий не уменьшал подвиг борьбы с самолюбивой и ленивой природой, а увеличил их: на теле его лежали вериги, а поверх их жёсткая власяница; вериги врезались, наконец, в тело его, но он терпел боль; строго исполнял он правила иночества и особенно любил служение храма. Братию назидал наставлениями и примером жизни своей.

Для общей пользы их приобретены им, как видно по завещанию, учительные книги: Ефрем, Златоуст и два сборника, – Богослужебные: Евангелие, Псалтирь со следованием, трефолог, два молитвенника. Перед смертью, в духовном завещании своём, говорил он: «дать от меня на Прилуки Спасу 10 р., и в Тотьме всем церквам по полтине на сорокоусты». Назначив подарки близким к нему людям, говорил: «в синодике записан род мой; если исключите его и меня – всемилостивый Спаситель пред вами; усердно прошу вас выполнить всё, что написано в этой памяти, – не берите тяжести на свою душу и меня не отягчайте.

Простите меня грешного для Бога, – поминайте в молитвах. И вас Бог простит». Так преподобный не думал, как думали современные ему проповедники реформы, что поминовение умерших – суеверие бесполезное. Он лучше их понимал и сердце человеческое, и учение откровенное; он видел, что ни то, ни другое не ставит у могилы предела для любви христианской, и действий молитвы пред распятым Спасителем мира не пресекает у гроба (Иак. 5:16); смиренный не на одних словах, он считал не христианским делом надеяться на свою правду или веру и не чувствовать нужды в помощи других.

Блаженная кончина его последовала 28 января 1568 г., и он погребён был в основанной им обители, вблизи храма.

Не прошло и 40 лет после кончины блаженного Феодосия, как уже начались исцеления при гробе его. Девица Ирина, полтора года лежавшая расслабленной, получила здоровье; слепая Иустина – зрение; жене воеводы Тотемского, обезумевшей, возвращён смысл; иноку Уару – здоровье. В 1626 г. написана была икона преп. Феодосия со слов столетнего старца Козьмы Любевцова; в 1635 г. написан был другой образ, в большем виде, и положен был на самой гробнице, над которой устроена и сень.

В 1659 г. пожар истребил помост храма и решётку близ самой раки; а рака с сенью, иконами и покровами осталась невредимой. В 1729 г. сочинена была служба на день преставления преп. Феодосия, и обитель совершала по ней празднование основателю своему.

В 1796 г., при копании рва для нового храма Вознесения Господня, обретён был гроб и в нём покрытое схимой нетленное тело начальника Феодосия: глава, руки, весь состав и даже одежда были целы. После трёхкратного свидетельствования Святейшим Синодом определено (30 сентября 1798 г.) празднование новоявленному чудотворцу преп. Феодосию совершать повсеместно 28 января. Император Павел, посылая в обитель полную ризницу крестчатого бархата, писал (8 января 1799 г.): «духовное принося благодарение Промыслу Творца Всевышнего за озарение начала царствования моего явлением и многими чудотворениями святых мощей преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, в изъявление благоговения моего к оным, посылаю в обитель преподобного полную бархатную ризницу для соборного священнослужения. Приемля сердцем чистым и благодарным сие на дни наши излияние Божия благодати, духовно молю, да всегда она на мне и на царстве моем пребывает».

Примечания
1* Ркп. житие преп. Феодосия с чудесами. Нафанаила описание Тотемского монастыря. М. 1850 г.
2* «Се аз Марья, Григорьева дочи, а Истоминская жена, да с своими детьми, с Феодором да Петром, да со внуком Ивановым сыном, приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение пустошь Симакинскую на Песье Денге и на Ковде со всем угодьем, что к ним исстари потягло... и дали есма ему на монастырское строение... Данную писал Коземка Иванов, сын Тараканов, л. 7061 (1553) августа в 10 день».
3* На ризе иконы надпись: «в Спасо-Суморинскую обитель сей святой образ принесён руками преп. Феодосия, Тотемского нового чудотворца, из Спасо-прилуцкого Вологодского монастыря, в 1554 г. июня 29 дня». Эта надпись, очевидно, не древняя, но она основана на древней монастырской описи.
4* Ист. иер. VI, 417. 419. Нафанаил, стр. 5–21, 28, 45.
5* Ист. иер. VI, 418. «А духовную писал память Игнашка Гостко, Федоров сын, лета 7076 (1567) декабря 19 дня».
6* Над гробом преподобного положена была каменная плита с надписью: «Лета 7076 ианнуария 28 дня преставися раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосий Улиянов Суморин». Эта плита от пожаров раздробилась.
7* По ркп. святцам XVII века: «преп. Феодосий, Суморина монастыря игумен, иже на Сухоне реце и на речке Песьядентя». Нафанаила опис. мон., стр. 35–37.
8* Собр. зак. т. 25. № 8. 652. Нафанаила опис., стр. 38–42.