Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление благов. Евдокии – Евфросинии, великой княгини Московской

 Преставление благов. Евдокии  Евфросинии, великой княгини Московской

Вл. Евдокия, дочь Димитрия Константиновича кн. Суздальского, в 1367 г. стала супругой в. князя Димитрия Иоанновича. «Земля Русская рада была этому браку», говорит древний повествователь, и было о чём радоваться. Союз дочери кн. Димитрия Суздальского с князем Димитрием Иоанновичем служил залогом прекращения борьбы Суздальского князя с князем Московским, пролившей много крови Русской. И молодой князь, вступивший в брак, радовал собой всех: «будучи ещё молод, говорит тот же повествователь, он прилежал к делам духовным, не любил пустых разговоров, не терпел срамных слов, от худых людей уклонялся, а с добрыми любил беседовать, с благоговением слушал свящ. Писание, заботлив был о храмах Божиих, мужественно стоял на страже за землю Русскую, злобой был дитя, а умом полный муж». Счастлива была княжна, найдя себе такого супруга. И жизнью своей показала, что она была достойна его. Она была супругой нежной, кроткой, набожной. «Оба супруга, продолжает повествователь, жили в браке чисто, не предаваясь стремлениям чувственности и внимательны были к своему спасению». Было кому поддерживать такие расположения молодых супругов. Святитель Алексей был отцом и хранителем их во всём. Св. Феодор, игумен Симоновский и племянник пр. Сергия, был духовником их. Княгиня и рождала, и воспитывала детей в страхе Божием. Восприемником одного из сыновей был препод. Сергий. Княгиня поддерживала супруга своего в его борьбе с различными скорбями, поддерживала своей молитвой и своей любовью. Когда в. князь Димитрий решился идти против грозных полчищ Мамая, князь-супруг, совсем готовый в поход, молился в храме архистратига Михаила, призывая на себя молитвы небожителей; – с ним здесь молилась и супруга; здесь же в горьких слезах она и простилась с ним. В продолжение всего грозного времени войны «великая княгиня Евдокия, говорит летопись, раздала много милостыни бедным и сама постоянно ходила в церковь, молилась днём и ночью». Надежды христианские не остались в стыде. Князь Димитрий 8 сентября одержал Такую победу над татарами, что с того времени уже не Россия трепетала орды, а орда стала бояться сил России. Димитрий благодарил Господа, Москва с торжеством встречала победителя Куликовского; – княгиня встретила супруга у Спасских ворот и молилась с ним в соборах. Благочестивый князь увековечил память Куликовской битвы установлением поминальной субботы Димитриевой. В. княгиня положила при первой возможности запечатлеть памятником благодарность свою Богоматери за великое дело 8 сент.. «Была радость на Руси, говорит летопись, но была и жалость: оскудела земля воеводами и войском». Истощение России доставило Татарам лёгкую возможность одержать временный успех над Россией. Спустя два года после Куликовской битвы Тохтамыш, усилившийся уничтожением Мамая, быстро подошёл к Москве с огромным числом войск; Димитрий уехал в Кострому собирать полки, тогда как князья Рязанский, Суздальский и Тверской спешили искать милости у Тохтамыша безмолвной покорностью. – В испуганном кремле началось волнение, поднялись споры и от споров дошли до драк; одни хотели сражаться, другие спешили грабить и малодушно бежать, но никто – повиноваться. – Не пускали из кремля ни м. Киприана, ни великой княгини, и едва наконец выпустили. Татары едва не захватили в. княгини в Переяславле, – она через Ростов удалилась в Кострому. Татары ворвались в кремль и наполнили его трупами и пеплом, потом рассыпались для грабежа по окрестным городам; но лишь только услышали, что князь Владимир стоит у Волока, а в. князь ведёт полки из Костромы, поспешили убраться из России вон. Много слёез пролили князь и княгиня, возвратясь в Москву опустошённую; на счёт в. князя похоронено было до 24,000 человек. Благочестивая княгиня более, чем прежде, обратила тайные помыслы души своей к жизни загробной. В 1383 г. старший сын её Василий задержан был в орде и в том же году скончался отец её: одна горесть увеличивала другую. К этому-то скорбному времени относится благочестивый подвиг её – основание Вознесенской женской обители. «Монастырь честен возгради», говорит о ней степенная книга; «внутрь царствующего града Москвы пречестную девическую обитель воздвиже, во имя Вознесения Христа Бога нашего», говорит пролог. – По летописи видим сей монастырь уже в 1387 г.. В 1389 г. посетила благ. княгиню самая тяжкая скорбь. В. кн. Димитрию было 39 лет; но он так изнемог, что не надеялся больше жить и приготовил духовное завещание. Княгиня только что родила последнего сына. Князь-супруг, чувствуя близкий конец, велел позвать её и детей к нему. «Вот отхожу я к Богу моему, говорил князь; ты, дорогая княгиня моя, будь и отцом, и матерью детям моим, наставляй и укрепляй их в благочестии, чтобы были послушны по заповедям Божиим, боялись Господа и чтили тебя во всю жизнь». В духовном завещании своём князь высказал вполне, как высоко уважал он свою супругу, какие надежды имел он на её ум и добродетели. Разделив волости детям своим, он говорил: «вы, дети мои, живите за одно, а матери своей слушайтесь во всём. Если кто из сыновей моих умрёт, то княгиня моя наделит его уделом остальных сыновей моих; кому что даст она, тому то и есть; дети мои из воли её не выйдут. Если у кого из сыновей моих уменьшится отчизна, против того, чем я благословил его, то княгиня моя наделит из уделов сыновей моих; а вы, дети мои, слушайтесь своей матери. Если Бог возьмёт к себе сына моего, князя Василия, то удел его идёт следующему за ним сыну, а уделом последнего княгиня поделит сыновей моих; а вы, дети мои, слушайтесь своей матери, – что кому даст она, то того есть... Который сын не станет слушаться матери, на том не будет моего благословения». Так понимает супругу свою умный Димитрий Иоаннович. Он предоставляет ей безотчётную власть распределять сыновьям отчины в известных случаях. Ей самой назначил князь по нескольку волостей из уделов каждого сына с тем, чтобы по смерти её возвратились эти волости в те уделы, которым принадлежат они; но теми волостями, которые приобрёл сам Димитрий и отдал супруге или которые приобрела сама супруга его, она имеет полную власть распоряжаться по своему усмотрению – «отдать ли кому-либо из сыновей, или же отдать на молитвы за свою душу».

Предав земле любимого супруга, княгиня положила исполнить во всей точности волю его – заменять, сколько может, отца детям, – оберегать и физическую и духовную жизнь их. Потому-то без сомнения, оставшись вдовою, она не поступила, по примеру других вдов-княгинь, в монастырь, хотя и желала того. Предпоследний сын её Иван скоро умер, но остались, кроме Василия – великого князя, Юрий, Андрей, Пётр и младенец Константин. В 1390 г. вместе со всеми сыновьями своими почтительно встречала она за Москвой в Котле святит. Киприана. Получив по завещанию супруга богатые имения, она положила выполнить в лучшем виде долг благодарности Богоматери за 8 сентября в память дорогого супруга: построила на своём дворе каменный храм в честь Рождества Богоматери и украсила его лучшими иконами, книгами, дорогими сосудами и другой утварью. Святит. Киприан (11 февр. 1393 г.) освятил его в присутствии всей семьи в. княгини. По просьбе благоч. княгини положено было праздновать в Москве 8 сентября с особенной торжественностью, в благодарность за Куликовскую победу. Как ни богато украшен был освящённый храм, благочестивая княгиня хотела сделать более для дома Богоматери. Через два года он расписан был лучшими иконописцами – Феофаном Греком и Симоном Черным с их учениками. Княгиня щедро расточала свои средства на восстановление и украшение храмов, которых так много было разрушено и опустошено в нашествие Тохтамыша. На её иждивение построен был Горицкий монастырь в Переяславле. В 1395 г. страшный Тамерлан готов был сделать то же с Москвой, если не более, что сделал Тохтамыш. Общий ужас не мог не потревожить и набожной княгини, как нежной матери детей; вместе со всеми она проливала молитвы к Богоматери, и Матерь Божия спасла Москву. Не нужно говорить о том, что княгиня была матерью для всех нищих; она благотворила бедным пустыням, в том числе блаж. Кириллу Белозерскому в его северной, дикой пустыни.

Княгиня Евдокия вела жизнь подвижническую; но это известно было только Господу, а перед людьми она являлась пышной княгиней, носила богатые одежды, украшалась жемчугом, являлась везде с весёлым лицом. Такая жизнь вдовы-княгини порождала худые толки. Люди всегда и везде любят судить о других худо. Худая молва о матери, дошедшая до детей, оскорбляла их, и Юрий Дмитриевич не мог скрыть своего беспокойства от матери. Любовь к тайному подвижничеству вступила теперь в борьбу с любовью к детям. Княгиня-мать решилась удовлетворить той и другой, сколько могла. Она созвала детей в свою молельную, сняла часть одежды – сыновья испугались, увидя худобу её тела, изнурённого постом и измученного веригами. Она просила детей не открывать того другим, что они узнали, и советовала не обращать внимания на людские толки о ней. Явившийся ангел возвестил ей о близкой её кончине. Она онемела после сего видения и знаками давала знать, чтобы написали ей ангела; два лика ангельские поданы были ей, и она не была довольна; когда же подан был образ архангела Михаила, она обрадовалась и стала говорить. Он – архистратиг точно в таком виде являлся мне, сказала при том блаж. княгиня. Образ сей, говорит древний повествователь, доселе стоит в храме Рождества Богоматери.

Пришло время княгине заключиться и в обители, к которой давно стремилась душа её. На пути из храма Успения Богоматери слепец кричал ей: «Боголюбивая княгиня, кормилица нас нищих! ты обещала мне во сне: завтра дам тебе зрение; исполни же обещание твоё». Княгиня, не обращая внимания на слепого, как-бы случайно, опустила рукав рубашки, и слепец, ощутив его в руке, отёр им свои глаза и – прозрел. Она приняла иноческий образ с именем Евфросинии и удвоила свои подвиги. На её иждивение был заложен каменный храм в обители. Но она уже созрела для радостного созерцания небесных жилищ. В том же 1407 г., в котором заложен был каменный храм, она мирно почила 7 июля. Св. мощи её покоятся под спудом в основанном ею храме.

Прославляющий святых Своих прославил блаженную княгиню-инокиню по смерти её. Не раз над гробом её сами собой загорались свечи.

Примечания
1* Летоп. у Карамз. 5, пр. 4.
2* Собр. л. 6, приб. 104.
3* Ibid. 104.
4* Карамз. 5, 37, пр. 70.
5* Летоп. у Карамз. 5, пр. 67.
6* Летоп. у Карамэ. 5, пр. 85.
7* Никон. л. 4, 132–138. Собр. л. IV, прибавл. 100–103.
8* Пролог 7 июля. Собр. л. VI, 134. VIII, 81. Карамз. V, пр. 137.
9* Собр. л. VI, 107.
10* Собр. грам. 1, № 34. Никон. л. 4, 188–191.
11* Никон. л. 4, 252. 191.
12* Собр. л. 6, 123. Никон. л. 4, 254. Пролог 7 июля. Снегирева памятники, стр. 221. Μ. 1845 г. Карамз. 5, пр. 254.
13* Пролог июл. 19.
14* Степеп. кн. 1, 510. 511.
15* А. Археогр. экс. 1, 474. 475.
16* Степ. кн. 1, 510–514. Пролог 7 июля; Русск. времен. 1, 220. Ркп. житие её у Толстого 3, № 69. Месяцеслов 1856.