Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Прохора Печерского

 Преподобного Прохора Печерского

«В княжение Святополка Изяславича (1098–1113)», так пишет блаженный Поликарп, «много было насилий людям от князя; дома людей богатых, без всякой вины, искоренил он и у многих отнял имущества. Потому Бог попустил язычникам усилиться над ним, – много раз Половцы воевали при нем; к тому же была междоусобная война. От того в Русской земле были тогда и голод и большая бедность».

В то время пришедший из Смоленска мирянин принял ангельский образ от рук игумена Иоанна (1089–1103) и назван Прохором. Он так крепко подвизался, так полюбил воздержание, что лишил себя обыкновенного хлеба, а coбирая лебеду, растирал ее, готовил себе хлеб и тем питался. Он заготовлял себе лебеду на целый год и таким образом до кончины своей не требовал себе хлеба, почему и прозван лебедником; кроме церковной просфоры, он в келье своей не вкушал никогда и овощей, не пил ничего, кроме воды. Он никогда не был печальным, и всегда весело работал Господу; не приходил в страх и от военных тревог; жил как птица, довольный одною лебедою. За такую терпеливую жизнь Господь дал ему Свои дары.

После военных тревог, настал в Русской земле голод. Лебеды родилось очень много. Блаженный Прохор удвоил труды свои, собирая лебеду и растирая ее в муку. Некоторые, по его примеру, также собирали лебеду, чтобы питаться ею во время голода; но не могли есть от горечи. Нуждающиеся обратились к Прохору и он всем раздавал хлеб свой, и хлеб его оказался приятным на вкус – до того, что не так хотели пшеничного хлеба, как испеченного Прохором. И вот еще чудная особенность: хлеб Прохора оказывался чистым и приятным, когда брали его по благословению Прохора; если же брали тайно, то оказывался горьким и черным. Один брат тайно, без благословения, взял хлеб у блаженного, стал есть, и он оказался до того горьким, что тот не мог глотать. Это повторялось не раз. Он стыдился исповедать блаженному грех свой и просить хлеба с благословением; но наконец, не могши терпеть голода и видя пред глазами голодную смерть, пришел в игумену Иоанну и открыл случившееся с ним, прося прощения. Игумен, не поверив ему, велел другому брату взять тайно хлеб у блаженного. Принесли хлеб, и оказалось то же самое, что говорил тот брат. Игумен послал к блаженному за хлебом и сказал: «уходя, возьмите другой хлеб тайно». Принесли два хлеба, и тайно взятый оказался черным и горьким, и взятый из рук Прохора был приятен и весьма чист. После этого разнесся слух о Прохоре всюду, и Прохор кормил весьма многих, страдавших от голода.

Святополк Изяславич начал войну с Давидом Игоревичем за ослепление Василька, которого ослепил Святополк, послушав Давида, и также с Володарем и с самим Васильком; это было в 1099 году. Тогда не пустили гостей (иногородных продавцов) из Галича, ни своих людей из Перемышля, и не стало соли во всей Русской земле; таковы были неустройства. Народ сильно страдал.

Блаженный Прохор, видя такое бедствие, собрал к себе золу из всех келий и начал раздавать ее всем нуждавшимся в соли. По молитвам блаженного, эта зола оказывалась чистою солью; ее доставало не только для всех в монастыре, но и мирские люди брали вдоволь по домам своим. Святой не брал ничего за свою соль, а раздавал всем даром. Торговая площадь становилась пустою, а монастырь был полон людьми, приходящими за солью. Тогда корысть и зависть подняли брань. Думали в это время нажить богатства за соль и оставались без всего: «они прежде продавали соль дорого – за куну две голважни, теперь отдавали десять, и никто не брал». Продавцы соли явились к князю Святополку и говорили: «Прохор, черноризец Печерского монастыря, делает нам подрыв: он обратил к себе всех за солью, мы платим дань и не можем сбыть соли, и от того обнищали». Князь хотел и успокоить продавцов, и нажить себе богатство. Он решился с советниками держать соль в высокой цене, отнять у Прохора соль, продавать ее чрез своих, и сказал крамольникам: «для вас оберу монаха». Святополк послал взять всю соль у Прохора; когда привезли ее, он сам вместе с крамолыгаками, клеветавшими на Прохора, вышел осмотреть ее, и увидали, что это – зола. Князь велел отведать ее, и во рту оказалась зола. Тогда, изумясь перемене, князь велел поберечь до трех дней, чтобы видеть, что будет после. Множество людей продолжали приходить к Прохору по прежнему за солью и, узнавши о насильственном отобрании ее, возвращались с проклятиями сделавшему это. Блаженный же говорил: «когда у князя высыпана будет, то ступайте, берите себе». Князь продержал золу до трех дней и, не найдя в ней ничего, кроме золы, велел высыпать ее ночью. Но высыпанная зола опять стала солью, и граждане с радостию брали ее себе. Князь, узнав о том, встревожился за свое насилие, которого нельзя было скрыть, и начал узнавать о деле. Тогда рассказали ему все дела Прохора, как о соли, изменяющейся из пепла, так и о лебедном хлебе, которым Прохор прокормил столько людей во время голода. Князь Святополк, узнав о всем, устыдился своего поступка и, придя в Печерский монастырь, примирился с игуменом Иоанном: прежде того враждовал он против него за его обличения в ненасытной страсти к обогащению и притеснении людей, и потому заточил его в Туров; но, убоясь восстания против себя со стороны христолюбивого князя Владимира Мономаха, скоро возвратил его в Печерский монастырь.

По этим чудесам, Святополк начал иметь великое усердие к Пресвятой Богородице и к преподобным Антонию и Феодосию; особенно же стал уважать блаженного Прохора, признавая его за раба Божия. Он дал ему слово не делать более насилия никому, и еще сделал с ним такой договор: «если, по изволению Божию, я прежде тебя умру, то положи меня во гроб своими руками, чтобы видно было на мне твое незлобие; если же ты преставишься прежде меня, то, взяв на плечи свои, отнесу тебя сам в пещеру, чтобы Господь простил меня за грех мой пред тобою». После того Прохор еще несколько годов прожил чистою и Богоугодною жизнию. Потом сделался болен. Князь Святополк был в то время на войне с Половцами. По летописи, это было в 1107 году, Русские князья собрались тогда на Половцев, опустошавших места около Лубен. Блаженный послал сказать Святополку: «близок час исхода моего; если хочешь выполнить обещание свое, приходи и положи меня во гроб; жду прихода твоего; если замедлишь и я умру без тебя, то я не виноват и война не будет так счастлива, как тогда, когда придешь комне». Святополк, услышав это, поспешил придти к больному Прохору. Преподобный, преподав ему наставление о милостыне, о будущем суде, о вечной жизни и нескончаемой муке, преподал ему прощение и благословение; простился и со всеми бывшими с князем, и потом предал дух свой Господу. Князь своими руками перенес его в пещеру. Потом возвратился к войску, и лишь только перешли реку Сулу и ударили на Половцев, Половцы, пораженные ужасом, бросились бежать, оставив весь обоз свой в добычу победителям; христианскому воинству оставалось поражать расстроенного неприятеля. После того Святополк, отправлялся ли на войну, или на охоту за зверями, всегда приходил в монастырь за благословением, поклонялся чудотворной иконе Богоматери и гробу преподобного Феодосия, а в пещере – гробу преподобных Антония и Прохора и других преподобных, и тогда уже отправлялся в дорогу. После того у князя хорошо шло все в княжении по молитвам преподобного Прохора, тогда как до того времени столько было бед и неустройства; он сам исповедовал чудеса и знамения препод. Прохора, быв свидетелем их.

«Пусть Иов, раб Мой, помолится за вас, и Я ходатайство его приму, чтобы не поступить с вами худо» (Иов. 43:8), так говорил Сам Бог друзьям праведного Иова. О! надобно дорожить друзьями Божиими! Надобно умолять их, чтобы молились они за нас, грешников. Странны люди! То они говорят, что ни к чему они не способны; то выставляют тебя такими сильными, такими богатыми, что им друзья Божии ни почем: ни молитва, ни помощь святых не нужны им; о себе говорят, что живут они благодатию, а в истинных друзьях Божиих не признают благодати. – Но чего же и ждать от мнений людских, как не противоречий себе самим? Ложь изменяет самой себе. Будем дорожить истиною, неизменяемою веками.

Примечания
1* Послание к Акиндину.
2* Собр. лет. 1, 109–116. Арцыбашев, 1, 50–53.
3* «Голважня»– старая весовая единица для соли, известная и в Русской Правде: «вирнику взяти семь голважень». Впрочем, отношение ее к нынешнему весу еще не определено. Коссов обходит непонятные для него слова так: «oni barzo drogo przedawali – они очень дорого продавали». Paterikon. 119.
4* Собр. лет. 1, 120. 2, 287.
5* Кроме Поликарпа, Мономах в завещании, стр. 41. Собр. лег. 1, 120. По летописи, Боняк был под Переяславлем в мае месяце; летом же Половцы подошли к Лубнам и здесь были разбиты 12 августа. «Святополк пришел в Печерский монастырь в утреню, на Успение святой Богородицы; братия поздравили его с великою радостию, что враги наши побеждены молитвами святой Богородицы и св. отца нашего Феодосия. Святополк имел такое обыкновение, когда шел на войну, или в другое место, приходил поклоняться гробу препод. Феодосия и брал молитву у игумена, и тогда шел в свой путь». Так говорит Нестор... В отношении к Святополку – точность на стороне Поликарпа. Он показывает, когда и как произошла благая перемена в Святополке. Если после сего принять, что препод. Прохор преставился февр. 10 д., когда совершается память его, то надобно положить, что Святополк возвращен был в Киев Прохором еще прежде, чем Боняк явился под Перерславлем. Коссов о Прохоре: «жил около 1113 года Господнего» (Paterikon 117). Нет, – не дожил.
6* Поликарп в ркп. послании. Печерский патерик стр. 146.