Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Препод. Моисея Угрина

 Препод. Моисея Угрина

Здесь почивает «тот, кто выше Иосифа», говорил небесный голос Иоанну Многострадальному о преп. Моисее. Подвиг Моисея – кровавый подвиг за целомудрие, чудное мужество, не уступившее шагу перед нападениями самой неистовой похоти женской.

Моисей был брат Георгия и Ефрема и вместе с ними служил у св. кн. Бориса. В 1015 г., когда св. Борис был умерщвлён на р. Альте, он один уцелел из свиты князя и скрылся у Предиславы, сестры св. князей. В 1018 г. тесть Святополка Болеслав, король Польский, овладел Киевом и, преследуемый Ярославом, захватил двух сестёр его и множество бояр; в числе других взят был в плен и Моисей и отведён в Польшу. Там он целые пять лет томился в оковах.

Крепкий телом, красивый собой, он обратил на себя внимание одной знатной и богатой Польки. Воспламенённая страстью к прекрасному пленнику, она говорила ему с лукавым состраданием: «какие терпишь ты мучения!» «Так Богу угодно», отвечал Моисей. «Я освобожу тебя и сделаю известным человеком, – только будь покорен мне, – или я сама буду принадлежать тебе», говорила панна. Моисей указал в ответ на печальные последствия увлечения женщинами. «Но я выкуплю тебя и желаю иметь тебя моим мужем, ты – красавец». «Не желаю я, отвечал Моисей, ни знатности, ни имений, ни денег: душевная чистота для меня дороже всего. Пять лет страдал я; – быть может Господь избавит меня за то от муки вечности. Зачем же терять мне дорогую награду для временных утешений? И что за свобода – быть рабом жены? С юных лет решился я не знать жены». Панна выкупила его дорогой ценой, одела его в богатое платье, велела готовить ему роскошный стол; затем осыпала его ласками и поцелуями страсти. Моисей оставался твёрд, – он только усилил строгость к себе в пище. Раздражённая Полька приказала запереть его в темницу и морила голодом. Моисей молился.

По воле панны доверенные её уговаривали Моисея жениться, на молодой вдове; «и князь не отказался бы от руки прекрасной и богатой вдовы», говорили Моисею; выставляли при том и святость брака и то, что брачная жизнь не помешала патриархам угождать Господу. «Всё это – правда, друзья мои, отвечал Моисей; праведники спаслись и в брачной жизни, но я грешный не могу спастись с женой. Надобно быть верным слову своему. Если и возвращусь я живым в Россию, не вступлю ни с кем в брак, хочу быть черноризцем. Христос сказал в Евангелии: всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или чада, или сёла имене Моего ради, сторицей приимет и живот вечный наследит (Мф. 19:29). Кого слушать мне, Христа ли, или вас? И Павел говорит: «не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене» (1 Кор. 7:32–33). Спрашиваю вас, – кому выгоднее угождать: жене или Господу? Умные люди пишут: слуги, слушайте господ своих, но в добром, а не в худом. Будьте же уверены, что земные удовольствия не разлучат меня со Христом».

Выслушав суждения Моисея о брачной жизни, панна не отстала от своего намерения. Она приказала подать Моисею прекрасного коня и показать ему все обширные её имения. Крестьянам дано знать, чтобы принимали его, как своего господина и её супруга. «Напрасно беспокоишься, милостивая госпожа: ни богатства, ни почести не обольстят меня», сказал Моисей. – А ты не помнишь, что куплен мной за деньги? сказала вспыхнувшая панна; живым не выпущу тебя из рук моих. «Бог – моя защита, ничего не боюсь», отвечал Моисей. Вслед затем Господь послал ему возможность выполнить давний обет души: к нему пришёл Афонский черноризец, саном иерей, и постриг его в монашество.

Узнав о том, что пленник уже инок, искусительница запылала злобой. Не могши отыскать Афонца, она приказала бить Моисея палками, пока не сбросит с себя чёрной одежды. Его били немилосердно. «Бейте, говорил Моисей, но не требуйте от меня невозможного». Панна пожаловалась королю. Болеслав дозволил ей делать с Моисеем, что хочет, и в её угоду приказал выгнать всех черноризцев из своих владений. Полька доходила до крайнего бесстыдства с Моисеем; когда же и меры бесстыдства оказались безуспешными, велела сделать его евнухом, но так, чтобы не забыл он о том до гроба.

Наглое нечестие страстей не оставлено без мщения Божия. – В одну ночь Болеслав внезапно умер; поднялся мятеж в земле Ляхов; народ взволнованный перебил епископов и бояр своих. – Во время мятежа погибла и нечестивая Полька. Это случилось в 1027 г.. Не один год томила блаженного неистовая женщина. Нескольким годам надобно было пройти, прежде чем страдалец мог оправиться в здоровье, чтобы идти в Киев; всего вероятнее, что Моисей возвратился из Польши в 1031 г. в числе прочих пленников, когда Ярослав возвратил России города Червонной Руси. Свободный и несколько оправившийся пришёл он в пещеру к преп. Антонию. Здесь провёл он десять лет в посте и молитвах, но постоянно полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других. Один брат, боримый плотью, пришёл к преподобному и молил его помочь ему в беде. «Обещаюсь, говорил брат, выполнить всё, что велишь ты». Во всю жизнь не говори ни с одной женщиной, сказал преподобный. Брат обещался. Тогда Моисей коснулся тела брата своим посохом, без которого не мог ходить от прежних мук; нечистая страсть утихла, и брат освободился от искушений её. Преподобный, предузнав близкую свою кончину, причастился св. Таин и мирно почил 26 июля при жизни пр. Антония, вероятно, в 1043 году.

Мощи пр. Моисея почивают в пещере Антониевой. – «Молись погребённому здесь Моисею», сказал небесный голос страдавшему от нечистой страсти Иоанну. И сам Иоанн нетленной костью пр. Моисея утишил беснование той же страсти в бедном брате. Так тот, кто столько страдал для чистоты телесной, и по смерти своей – лучший врач против волнений нечистой плоти.

«Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, восхваляюще грешнии, молимтися прилежно, моли Христа Бога, яко да исцелит наша страсти и подаст велию милость».

Примечания
1* Поликарп о Иоанне, июл. 18.
2* Поликарп о св. Моисее.
3* Собр. л. 1, 62. 2, 254.
4* Об этом событии вспоминала жена в. кн. Изяслава. Соб. л. 1, 64. V, 136. VII, 329; II, 265. Поликарп: «Болеслав воэдвиже гонение велие на черноризцы, изгна вся от области своея; Бог же сотвори отмщение рабом Своим вскоре. Во едину убо нощь Болеслав напрасно умре и бысть мятеж велик во всей лядской земли и воставше людие избиша епископы своя и боляры своя, якож и в летописцы поведает». В каком летописце? По мнению г. Шевырева, в Польском. Едва-ли! «Поведает»–указывает на одного известного летописца – на Нестора.
5* В печат. патерике (л. 138), у Коссова (Zywoty р. 116) и в некот. ркп. патериках сказано; «скончася – пребыв в монастыре лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6 же лето – за чистоту». В Новгородском патерике Арсениева списка XV в. (№ 28) читается: «пребыв 10 лет в монастыре, 5 лет в плене страдав окован, 6 лет за чистоту страдав страсти». Так сказано и в печ. прологе июля 26. Но если Моисей, пленённый в 1018 г., оставался в руках Польки до смерти Болеслава, до 1027 г., о чём говорят все списки патерика, то надобно полагать, что Моисей, пробыв скованным пленником 5 лет, оставался в руках панны около 4 лет.
6* В патериках об этом не помянуто. Но в прологе читаем: «по неколицех летех оздраве и прииде в Печерский монастырь».
7* Собр. л. I, 67, VII, 330. Если кончину пр. Моисея отнесём к 1043 г., то поселение его в пещере должны отнести к концу 1032 г. Этому не будут противоречить слова Нестора, который, сказав о поступлении матери Феодосиевой в женский монастырь, пишет: «и можно было видеть три светила, сиявшие в пещере и разгонявшие тму бесовскую молитвой и постом, разумею преп. Антония, блаж. Феодосия и великого Никона». Панегирист и летописец говорит о великих подвижниках, пользовавшихся известностью, потому не исключает мысли о новом пещернике, известном только своей болезнью. До какой степени мало известен был Моисей в пещере, показывают слова великого Иоанна: «я не знал имени умершего; после узнал, что это был Моисей Угрин».
8* Пролог и Ч. Минея 26 июля.