Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преп. Симеона-Стефана Немани, владетеля Сербского

 Преп. Симеона-Стефана Немани, владетеля Сербского

Блаженный Стефан Неманя был великим мужем в звании правителя Сербии; вместе с тем был он высоким христианином.

Младший между братьями своими, успел он сперва (с 1149 г.) стать жупаном Рашским; потом (с 1165 г.) присоединил к своему владению наследственную собственность предков своих – Зету – и стал великим жупаном Сербии. Наконец мало-помалу соединились под власть его все те земли, где только жили Сербы: «возстановил он, говорит сын его св. Савва, погибшую дедину, приобрел от поморской земли Зету с городами, от Албании оба Пилота, от Греческой земли Патково, Хвостно, все Подримье, Костричь, Дружковину, Ситницу, Лабь, Липляны, Глубочицу, Реку, Ушну, Помравие, Загралатну, Левче, Белицу. Все это из погибшей от насилия дедины приобрел он своим умом и деятельностию». Сперва был он, как и отец его, в некоторой зависимости от Греческого императора, но потом оставался полновластным владетелем всей Сербии и назывался «господином всех Срьбских земель», тогда как Paca (нынешний Новый Базар) считалась «стольным местом посреди Сербской земли».

В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. – Сам Сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани, хотя жупания Славянская и южные горцы сражались с Римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. – Отчего это так? С 1062 г. большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы. – Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере и свободному развитию народа. И он уже в 5 летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен Латинским священником. В 1143 г. он торжественно снова принял крещение от рук православного Расского епископа Леонтия. – Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя заключен был в подземную пещеру своими братьями. Но Сербский народ стал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная, была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, не взирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тог начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаж. Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) Немцев, Греков, Венгерцев: он, находясь вблизи Звечанского храма св. Георгия, послал добрых священников молиться св. Георгию. Совершены были нощное бдение и литургия. – Ночью один из священников видит пред собою воина. Кто ты? спросил он в испуге. – «Я раб Христов Георгий, отвечал явившийся, и послан на помощь к государю твоему». – И Стефан одержал неожиданную победу. – Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался и льстил: но это не помогло делам его. Так блажен. Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой.

Еще с большею настойчивостию он действовал против арианства, которое крылось в Сербии со времен Средечского и Сремского соборов. Неманя собрал собор. Явились и жаркие защитники арианства. Но Неманя с твердостию объявил, что он не намерен терпеть хулителей Сына Божия. «После собеседования с святителем Евфимием, с почтенными иноками и своими вельможами он, ни маю не медля, отправил войско с доверенными начальниками и одних подверг разным наказаниям, других выгнал вон из земли своей, а дома и имущества их отобрал для бедных и больных; главному учителю и начальнику их был отрезан язык, не исповедающий Христа Сыном Божиим, и потом тои с его нечестивыми книгами прогнан был».

Бан Боснийский Кулин, по нерасположению к романизму, покровительствовал богомилам. Но это не избавило Боснии от романизма и усилило расстройство Боснии пагубными началами манихейства. – Блаженный Неманя, признавая богомилов за антихристиан, не терпел их, гнал их из Сербии, и они в конце XII столетия скрывались только в ущельях Боснии и на границах Кроатии.

В горных ущельях, в местах глухих, в начале правления Немани в народе еще сохранялись остатки языческих суеверий. Неманя истреблял «глухи кумири» или, как выражается Дометиан, «бесовские храмы».

Следствием таких распоряжений было то, что единством св. веры скреплялось единство державы Неманевой, и живительная сила чистого христианства вливала жизнь, порядок и крепость в политическое тело Сербии.

При такой политике успел он возвратить Сербии коренные Славянские поселения, занятые Греками, и возвысить народность Сербскую. Это стоило ему долгой борьбы: Греки под видом покровительства чистой вере не только долго не хотели отказаться от чужой собственности, но противодействовали Немане и тогда, как домогался он соседние племена Славян соединить под одну Славянскую власть.

Всею душою любя св. веру, блаженный Неманя усердно строил рассадники христианской жизни – монастыри. Так основаны и щедро одарены им монастыри Студеница, Сопочаны. Монастырь Юрьевых столбов был и памятником благодарности его за спасение из пещерной темницы. Блаженный властитель Сербии простирал заботы свои и на приходское духовенство. По известию св. Саввы, он строго подтверждал стране своей о духовенстве сельском: «начетки даита ему от своих плод праведных».

Когда великий жупан был уже 80 лет, сын его св. Савва писал к отцу: «движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющего в Евангелии: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». – Собрав вельмож и выбранных народа, он объявил желание свое оставить мир и назначил преемником своей власти сына Стефана. – Напрасно упрашивали его не разлучаться с ними. – Марта 25-го 1195 г. совершена была литургия епископом Каллиником; великий Неманя сложил с себя и передал сыну права властителя Сербии. Затем тот же епископ в обители Студеницкой облек его и благочестивую супругу его Анну в иноческие одежды, назвав одного Симеоном, а другую Анастасиею. – В то же время роздана была щедрая милостыня бедным, больным, иночествующим. Анастасия удалилась в женскую обитель; Симеон остался в Студенице. Здесь подвизался он иночески два года. Потом отправился к сыну на Афон. Посетив вместе с Саввою все святогорские монастыри, насладившись беседою с отшельниками и оделив всех милостынею, Симеон поселился в кельях, построенных сыном в Ватопеде. Они вместе проходили подвиги, помогая один другому: сын удвоял пост и поклоны за себя и за старца; отец проливал слезы и вздохи за себя и сына. Симеон и на Афоне изливал щедрость свою для обителей молитвы. При входе на Афон, на месте называемом просфора, был монастырь с храмом Симеона Богоприимца; морские разбойники разорили его и он оставался в запустении. Щедростию Симеона построены были келии, ограда и башня, насаждены виноградники и возобновлен храм. Ватопед также украсился многими келиями для отшельников. Благочестивый старец Славянин подал мысль князьям инокам – построить новый или возобновить какой-нибудь запустевший монастырь, с тем, чтобы приходящие на Афон Сербы находили себе готовый приют иночества. Старец Симеон с восторгом принял эту мысль и поручил сыну исполнить ее. Ни одно место столько не понравилось им, как запустевший Хиландарский монастырь. Ватопедским Грекам не хотелось выпустить из рук своих ни власти, ни земли. Савва обратился к проту всей горы и тот предоставил им Хиландарь. По просьбе отца сын, жупан Стефан, прислал деньги на возобновление обители и покупку участков земли; с любовию назначил и в Сербии имения в пользу Сербского Хиландаря. Быстро возобновился Хиландарь и наполнился иноками – Славянами. Император Алексей, родственник дома Неманей, даровал Хиландарю права независимой обители. В хризовуле своем Симеон писал: «вышел я из отчизны в святую гору и застал Хиландарь таким, что не оставалось камня на камне; Владыка мой удостоил меня быть ктитором его; выпросил я грамоту у царя; даю ему в Призрене монастырь, в Милиях села Милушу, Сламодравы, Ретивлу» и пр..

Недолго глубокий старец прожил в Хиландаре, только 8 месяцев. Чувствуя близость кончины, сделал он последние распоряжения, просил сына молиться за него, перенесть тело его в Сербию и не забывать Сербской Церкви. Накануне дня смерти простился со всею братиею и отпустил всех кроме сына. – В полночь, при всей слабости, встал, радостно облекся в полное иноческое одеяние, как бы ожидая великих гостей, и, причастившись святых Таин, сказал: «слава Богу о всем», затем впал в забытье. Поутру сын вынес отца в церковный притвор и положил на простой рогожке. Братия окружили благодетеля и рыдали. Преподобный, с трудом поднявши руку, дал знать, чтобы успокоились, и, веселым лицом взирая на образ Спасителя и Богоматери, шептал, как бы беседуя с кем: «всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была последним словом его. Вдруг воздух наполнился благоуханием, – это была минута смерти. Так мирно почил старец 86 лет, февраля 13-го 1200 г..

Спустя год, в день поминовения о нем, мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. В изумлении и страхе все воскликнули: Господи, помилуй! потом все помазались миром. Страдавшие болезнями, одержимые духами, получили исцеление, быв помазаны миром. Перенесенное в Студеницкий монастырь, св. тело Симеона также источало токи живительного мира. Потому Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «св. Симеон Неманя нови мироточьц Српьски». Даже оставленный в Хиландаре мраморный гроб святого известен поныне целениями своими.

На древних иконах Сербских святой изображен с большою седою бородою, в монашеской одежде, с черною остроконечною скуфьею, украшенною тремя золотыми крестами.

Примечания
1* Житие св. Симеона Немани, описанное сыном Стефаном Первовенчанным, и другое описание св. Саввы: «о житии господина Симеона, како бысть пред Богом и человеки», изданы у Шафарика: Pamatky drevniho рisemnistwi, Прага 1851. В Дометиановом описании жития св. Саввы также довольно говорится о св. Симеоне.
2* Шафарика памятники. Сам Симеон в хризовуле Хиландарю: «воздвиг я погибшую дедину свою и приобрел от Поморья Зету с городами, от Албанцев Пилоть, от Греков земли Лабь с Лепланом, Глубочицу, Реку, Загралату, Левчье, Белицу, Лепеницу». Григоровича путеш. 40. Сербляк (л. 124) показывает, что от Греков отобрано было 30 городов при императоре Андронике Комнене, след. в 1183–1185 г. Андроник хотел сокрушить молодое Сербское государство: но жестоко ошибся.
3* Эта зависимость, по условиям начальным, была почти только номинальною. Theoph. contin. р. 291 ed. Bon. Мануил Комнен, предоставивший Немане звание великого жупана, велел написать на картине возведение Немани в жупана: он надеялся увидеть в Немане безответного вассала; но – ошибся. Евстафий Солунский в похвальном слове Мануилу не опускает этого деяния Мануилова, по как Грек прибавляет: «одно не одобряется в живописце, что везде украшает он раба трофеями, но не называет Неманю рабом».–Tafel de Thessalonica р. 419. 515.
4* С такою подписью древнее изображение его в храме Юрьевых столбов. Зап. геогр. общ. VI, 139.
5* Первовенчанного Житие св. Симеона Немани.
6* Сербская летопись, найденная Гильфердингом в ркп. XV века, начинает историю Сербии с Немани именно потому, что «когда угасла первая проповедь в Сербской земле и различные ереси умножились в ней на много лет, начальствующие ни мало не заботились об истреблении еретических плевелов до того времени, когда явился великий жупан Неманя». Русск. бес. 1860 г. 11, 19.
7* См. марта 26, июня 22, нояб. 14, генв. 13.
8* Главный пастырь Сербской Церкви был архиепископ Антиварийский, получавший паллиум из Рима, и ему подчинены были епископии Сербии и Албании: Которское, Свачское, Скодринское, Дивотское, Пиглотское (Пулати сев. Албании), Сербское, Боснийское, Требинское. Булла п. Александра 1062 г. Антиварийскому архиепископу – у Фарлати (t. VII ed. Coletti) и Яффе (Regesta pontificum rornan.). Такие отношения Сербии начались с Сербского князя Михаила Воиславича, подчинившего Сербию папе около 1050 г. Со времени императора Василия Сербская церковь находилась в ведении Константинопольского патриарха. – О Греческих кафедрах см. «Рус. Св.» января 12-го пр. 20. О Ядринской Славянской метрополии, Босанском епископе Феодоре и Белоградском епископе Феодосии 1055 г. см. Гласник X, 195. 204.
9* A Latinis haereticis baptizatus est, говорит летопись. Arkiv za povestn. Jugosi. III, 7. 8. 1854. Стефан в житии отца: «у храму сущим в земли тои и Латинским иереомо – сподобисе и Латинское приети крещение».
10* Гильфердинг в Русс. бес. 1860 г. стр. 17.1858 г. III, 67. Цароставник у Раича 2, 329. Летоп. в Гласнике I, 164. Летоп. у Шафарика в памятн. стр. 54. Arkiv za povestn. III, 7. Св. Савва: «собою прьвее благоверие показа, потом же и ннех настави... друго крещение приемшу ему» Стефан.
11* Еще и ныне указывают в мон. Юрьевых столбов пещеру, где заключен был Неманя. Русс. бес. 1858 г. III, 68. Летоп. в Гласнике У, 26, 27.
12* См. «Русск. Св.» мая 22 прим. 21, апр. 6 пр. 12.
13* Дометианово житие св. Саввы – в Русск. бес. 1859 г. II, 68.
14* В 1181 г. п. Александр присылал к Мирославу, князю Захолмскому, брату Немани, грамоту, где грозил Мирославу отказом в благословении за то, что тот не принял легата его, и всячески убеждал слушаться папы (Theiner monum. Slavorum meridion. Romae 1863 p. 1).
15* Романизм властолюбивый был вытеснен. Но терпели Латинскую службу. Только подвергали наказанию «Латинского попа», который православного перевернул бы «у веру Латинску». Если «полуверец»– папист возьмет за себя православную: то должен принять православие. Иначе отбирается у него жена с детьми и ее имением. Еретик же в подобном случае, если не принимает православия, выгоняется из Сербии. Закон. Душана, зак. 7–10.
16* «Живот св. Симеона од краля Стефана» – у Палацкого: Pamatky pisemstwie.
17* Вулк, сын Немани, в 1199 г. писал к п. Иннокентию: haeresis immodica in terra Rungariae, videlicet in Boisina, pullulare videtur, in tantum, quod ipse Ban Culinus cum uxore sua, quae soror fuit defuncti Miroslavi Chelmensis, et cum pluribus consanguineis suis seductus, plus quam decem miilia Christianorum in eandem haeresim introduxit (Feier 2, 372). Отзыв Вулка не заслуживает полного доверия, потому что он увлекался тогда романизмом и для видов тщеславия поносил честь даже тетки своей, жены ненавистного папе Мирослава (пр. 258). Вероятнее всего, что Кулин, по примеру Мирослава, не допускал подданных своих быть подданными папе. Но несомненно и то, что Кулин терпел богомилов. – Assemani Calend. Υ, 30. 50. Monumenta Slavorum p. 12.
18* Ныне магометанство сильно в Боснии, как и папизм. Первыми магометанами были то остававшиеся богомилы, то обращенные из богомилов паписты. Русск. бес. 1860 г. 11, 16. Харьк. Вест. 1863 г. стр. 327–330.
19* В письме Конрада епископа Портуенского 1223 г. говорится, что «начальник Албигенсов, которого называют они папою, живет в оконечностях Болгарии, Хорватии и Кроации, около Венгерского народа». Gieseler Kircheng. 2. 615. По письму кор. Премысла (1260 г.) к папе в войске Венгерского короля Белы были «Болгары и Босняцкие еретики» – богомилы.
20* «Живот св. Симеона од кор. Стефана». Завонник Душана еще преследует волшебство, выкапывавшее и сожигавшее мертвые тела, и участвовавших в том священников. Зак. 43.
21* Стефан: «истовую дедину свою, населену бывшу от рода Грьчьскаго и созидави гради унеи (отнял) от рукь ихь, яко (не) проглаголет се Грьчьская область... Прочее же грады испроверже –Грьчьское име истребивь, да не именуеть се име ихь отнюдь в области тои, а люди свое, еже в вих, невредимо сьхрани». – Выше: «приложи к земли отьчьствия своего область Нишьвьскую до конца, Липлянь же и Мораву и глаголемы Врани, Призреяску область и Полога оба до коньца». – Последние места некоторое время принадлежали Болгарским князьям, и коренные обыватели их – Славяне. Неманя разрушил Греческие крепости и потом построил новые, чтобы Греки не имели более предлога говорить: это – ваши города.
22* Вильгельм Тирский о 1167 г. говорит: «император находился тогда в Сербии. Страна та гористая и покрытая лесами, расположена между Далматиею, Венгриею и Иллириком. Восставшие Сербы полагались на ущелья недоступные и. местности неудобопроходимые... За обиды нетерпимые для соседей государь вступил в их землю. Мы встретились с возвращавшимся императором, когда он покорил их». – По этому описанию, Неманя хотел покорить себе Кроатию: но интриги Римского духовенства, уже тогда сильного в Кроатии, вызвали оружие императора против Сербии и завистливые Греки не допускали Неманю достигнуть дели полезной и для чистой веры и для народности Славянской. Киннам хвастливо описывает эту победу Греков над Сербами (стр. 318–320. Спб. 1860 г.).
23* Саввино житие св. Симеона: «Последи же техь ти (Студеницкий) пашь светы монастырь сьзда, его же и нарече в име Владычиде... създавь от мала и до велика, и села предав и с инеми правдами монастырю иконы и съсуды чьстными и книгы и ризы и завесы и яже суть писаеа в злопечатнеи повелеи его, паче же и в церкви написано на стене и с клетвою и с заузою, яко да никто не повторить егова предания»,– Поздний список грамоты Студенице – у Шафарика: Serbische Lesekömer. S. 121.
24* Помянник Сопочанского монастыря: «помени, Господи, ктитора нашего Симеова мироточца Срьбскаго и Анастасию монахию». Зап. Геогр. Общ. XIII, 150.
25* Св. Савва в житии: «сам же сьзда монастыре. И прьво у Топлицы св. отьца Николы. И другы таможде свету Богородицу у Топлицы. Потомжде сьзда монастирь св. Георгия в Расе. И вьсем тем монастыремь створи управу, яко же подобаеть». Стефан говорит то же, но пространнее. О мон. св. Николая пишет: «близь св. Богородице на усти реке Баньке, ходещу же оному босу... и чрьньчское правило устави у немь». О Георгиевском: «всякое детелию украсивь и изещне сь всякими делы црьковвыми и устави чрьяьчске вравило». В храме Юрьевых столбов дело древнее иизображение святаго, с надписью: «свет Симеон Неманя и хтиторь места сего святаго». Зап. геогр. общ. XIII, 140. По синаксарю Сербляка (л. 124) Неманею построены еще храмы: Богоматери в Топлице, св. Николая на Баньской реке, архистр. Михаила в Скопии, св. Пантелеимова в Нише. Сл. Раича 2, 332. 533.
26* По законнику Душана видно, что в Сербии были священники «башинницы» и «небашинницы»– своеземельные и безземельные; последние обрабатывали для себя «три ниве законите» – церковные. Властелин-помещик обязывался содержать священника: иначе тот имел право переходить на другое место. – Священники собирали в приходе произведения земли, что называлось «поповска земльна бирь». Часть этого сбора шла епископу. Душана зак. 6. 28. 31. 32. 38.
27* Сам Симеон в хризовуле Хиландарской обители: «вънезапну оставих владычьство мое,–оставих на престоле моего лубвиваго ми сына Стефана, велнего жупава и севастократора, зетя кир Алексея царя». Григоровича пут. 40. Грамота изд. Миклошичем: Monumenta Serbica № IX. Сомнения поклонника Св. горы (стр. 352) – вовсе напрасны. Никон. л. 2, 280: «господствова лет 42».
28* Так называется супруга его в помянниках Сербских. Изв. акад. VIII, 156. Раичь 2, 327. В Никон. лет. 2, 280: «сему супружница бе Авва, подобна ему во велких добродетелех, священники и иноки и странные повсегда милуяше».
29* По Саввину житию Немани, он прибыл в Св. гору 2 ноябр. 1197 г. Шафарика памятн. стр. 6–14.
30* Барский пишет: «св. Савва Сербский купно с отцем свом Симеоном создаша в мон. Ватопеде параклисов шесть: 1 во имя Спасителя, 2 св. бессребренников, 3 св. Георгия, 4 св. Феодора, 5 св. Предтечи, 6 св. Николая; и быша новые ктиторы и празднуются тамо от иноков 12 генваря». Путешествие стр. 660.
31* Хризовул Симеона: «нзидох из отечества своего в Св. гору и обретох монастырь, бывший Хиландарь, иде же не бе камень на камени остал, и сподоби мене Владыка мои быти ему ктитору, – дадох монастырю у Милиях села». Летопись: «купивше многою ценою место Ватопедское, зовомое Хилавдар, – населиша Сербских своих иноков». Гласник V, 33.
32* Драгоценное Хиландарское Евангелие, писанное дьяком Григорием «князю великославному Мирославу, сыну Завидину» (у поклонника Св. горы стр. 309), без сомнения писано для племянника св. Немани. Завида, брат Немани, известен как строитель храма Апостолов на р. Лиме (Раича 2, 33). Мирослав сын Завиды не упоминается у Раича: но Раичь часто повторяет, что у него недостает многих сведений. – Очень естественно, что племянник подарил Евангелие туда, где подвизался дядя. Месяцеслов Мирославова Евангелия (у поклонника стр. 311–315) отличается тем, что имена святых переведены с Латинского языка, а не с Греческого. Так это и в месяцеслове Ассеманова Евангелия XI в. Хиландарский монастырь любили и цари Московские. Калайдовича экзарх стр. 114.
33* Император, давший Хиландарю право избирать себе настоятеля независимо от прота, прислал игуменский жезл с надписью своего имени.– Этот жезл цел и поныне в Хиландаре. Письма с востока 1, 230.
34* У Григоровича стр. 40.
35* Хиландарский типик св. Саввы: «в место сие (Хиландарь) вьселше – 8 месяц пробывь, к вечному преложисе блаженству», – По известию п. Досифея, Симеон пробыл год в Ватопеде и 8 месяцев в Хиландаре. О патр. Иерус. 2, 814. Но если Неманя принял монашество 80 лет и умер 86 лет (пр. 280): то в Ватопеде прожил он более двух лет. Всего в онашестве прожил пять лет без одного месяца.
36* Так по записи в типике св. Саввы. Изв. акад. VII, 206. Св. Савва в житии: «от рождьства же ему 46 лет и ту – приеть владычество и пребысть в владычестве 37 лет. Я ту прие свети ангелскы образ и пожи в том образе 3 лета. И вьсего живота его бысть 87 лет». – Счет не совсем точный. Неманя родился в 1114 г. и скончался 13 февраля 1200 года. Так и по своду летописей.
37* Такова надпись на древнем изображении св. Симеона в Юрьевых столпах. Зап. геогр. общ. XIII, 147. В месяцеслове Евангелия 1329 г. февр. 13: «св. Симеона, господина и мироточца Сербские земли». У Григоровича стр. 18. В Норовском синаксаре XIII в. «февр. 13 память пр. о. н. Симеона Сербскаго, новаго мироточца, лежащаго в лавре великое». Зап. акад. VI, 108.
38* См. Письма с востока 1, 227. Письма святогорца 2, 229.
39* Зап. геогр. общ. XIII, 147. В Сербляке 1861 г. картинка представляет пр. Симеона далеко не в том виде. О мощах пр. Симеона летоп. в Гласнике 1, 164. V, 33. 34. XI. 145, и Сербляк 125.