Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преп. Евсевии, переименовавшейся Ксении

 Преп. Евсевии, переименовавшейся Ксении

Св. Евсевия-Ксения

В старом Риме был знаменитый сенатор и добрый христианин. У него была одна дочь – Евсевия, дорогая для него, как глаз. Когда достигла она возраста, вельможа и сенатор просил родителей Евсевии выдать дочь за сына его. После семейного совета, обручили Евсевию с благородным юношей, равным ей по знатности рода и богатству. Назначен был и день для брака. Но девушка, полная святой любви, желала уневеститься Небесному Жениху, Христу Господу. Это желание скрывала она от родителей, так как знала, что если бы узнали они о её намерении никак не допустили бы исполниться желанно её. Она была у них одна наследница богатства их, и они желали иметь утешение во внуках. У Евсевии были две верные служанки, жившие при ней с детского её возраста, усердные и преданные ей. Им открыла она свою душу; получив от них обещание быть верными ей до смерти, она сказала, что ни за что не согласится она вступить в брак. «Что жизнь земная? – говорила она, – сон и мечты». Так все три девушки решились жить для одного Господа, в чистоте девственной.

Евсевия тайно, через верных служанок, раздавала деньги бедным. Потом, все три, одевшись в мужскую одежду, тайно скрылись из Рима и на корабле прибыли в Александрию. Отселе переплыли на остров Ко, что в вёрстах 50 от Карийского города Галикарнаса. Здесь, наняв дом, Евсевия жила некоторое время со служанками как со своими сёстрами, взяв с них слово никому не говорить, кто она, и называть её не иначе, как Ксенией. Я – странница для Господа, говорила она. Состояние их на острове казалось им небезопасным: не видя ни в ком защиты, они опасались всего более за чистоту свою. Но Господь послал им помощь по их молитве.

Раз встретилась Евсевия со стариком-странником почтенного вида и просила его принять её и сестёр в духовных дочерей; «я думаю, – прибавила она, – что ты – епископ Божий». Старец спросил, кто они? «Мы из далёкой страны, – отвечала Ксения, – и ищем одного – спасения души».

– Поверьте мне, сказал старец, я сам странник, иду из святой земли; я не епископ, а настоятель обители св. Апостола Андрея, что в Карийском городе Миласе. Ксения умоляла старца взять их с собою и укрыть своей защитой от искушений. Старец согласился. В Миласе, вблизи соборного храма, Евсевия купила дом, устроила небольшой храм, во имя архидиакона Стефана и составила общину дев. Блаженный старец Павел усердно заботился о новой общине и постриг в монашество Ксению и её подруг.

Спустя недолгое время, почил епископ Миласа Кирилл, и на его место поставлен был игумен Андреевой обители Павел. Новый епископ, посетив общину Ксении, поставил Ксению в диакониссы, против её желания. Жизнь её была высокая. Она принимала пищу через день, через два, а иногда через неделю, и только один хлеб; она не касалась даже овощей, ни масла. Помня Давидовы слова: пепел яко хлеб ядях и numиe мое с плачем растворях, и она посыпала хлеб свой пеплом и окропляла его слезами. Недовольная молитвами храма, она всю ночь стояла на молитве в своей келье, с поднятыми к небу руками. Это скрывала она; но подруги её, ревнуя подражать подвигам её, видели это своими глазами. Одежда на ней была самая плохая. Строгая к себе самой, она была весьма милосердна ко всем, тиха, добра к сёстрам, внимательна и к малым их надобностям; никому не говорила она слова жёсткого, согрешавших вразумляла с кроткой любовью. Блаженная подвижница совершала свои подвиги и под влиянием высокой жизни Палестинского подвижника, преподобного Евфимия, тогда как императрица Евдокия путешествовала к святым местам. Блаженный Павел рассказывал ей о Евфимии, как очевидец его.

«Когда приблизилась кончина высокой девственницы, настала тогда память св. Ефрема, епископа Милосского, и блаженный епископ Павел со всем клиром отправился в село Левкин, где в храме лежали мощи св. Ефрема». Преподобная Ксения, созвав сестёр в монастырский храм, сказала им: «вы оказывали много любви ко мне, сёстры; продолжите и ещё любовь вашу, молитесь за меня, – я умираю; попросите и отца нашего епископа Павла молиться за меня; он так много заботился о душе моей». Сестры зарыдали. Она продолжала: «Апостол Пётр говорит: не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят, но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вcu в покаяние приидут (2 Пет. 3:9–10). Итак, не надобно лениться, а надобно бодрствовать. Бодрствуйте, сёстры, готовьтесь встретить жениха Господа с елеем добрых дел и с горящей любовью». Отпустив сестёр, осталась она в храме на молитве и наутро найдена была почившей, января 24 числа. Епископ и весь город с честью положили тело её на месте, указанном ею. Через год умерла одна подруга жизни её; пред смертью другой упросили сёстры эту подругу рассказать, кто такова была Ксения. Теперь только узнали в обители и в городе, какого высокого рода была Евсевия. При гробе великой подвижницы, почившей не позже 457 года, совершались исцеления больных во славу Божию.

Св. Григорию беседователю, после того, как рассказано было о кончине чистой девы в день, назначенный Богоматерью, предложен был вопрос: призываются ли на небо души праведных прежде соединения их с телами? Св. Григорий отвечал: «не обо всех праведных можем утверждать это и не обо всех отвергать. Апостол Павел желал разрешиться и быть с Христом. Итак, кто верит, что Христос на небе, тот верит и тому, что душа Павлова на небе со Христом». И видел я, говорит тайнозритель, престолы и сидящих на них: и дано было им судить: и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие... Они ожили и царствовали с Христом тысячу лет (Откр. 20:4). Ожившие называются здесь душами; ясно, что это души ещё не соединившиеся с телами. И однако они царствуют с Христом, не только наслаждаются блаженством, но ещё участвуют в царственной власти Христа Господа, или, что то же, совершают дела могущества Божия, чудеса. С другой стороны, Спаситель сказал: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14:2). Этим ясно означено, что не все праведные души находятся в одинаковом блаженном состоянии, не все одинаково близки к Господу, различаясь степенями и видами нравственного совершенства. «Однажды пришла мне такая мысль, – рассказывал авва Афанасий, игумен лавры св. Саввы, – что̀ будет с теми, которые не подвизаются? Я впал как бы в исступление. В это время некто говорит мне: иди за мною. Приведши в одно место, исполненное света, поставил у двери; вида сей двери изобразить нельзя; только за нею мы слышали неисчислимое множество хвалящих Бога. Когда постучались мы, то, услышав некто внутри, спросил нас: что вам нужно? Проводник мой отвечал: „мы желаем войти“. Но тот отвечал: „сюда не войдёт никто из тех, которые нерадиво живут; если хотите войти, идите и подвизайтесь, не озабочиваясь суетами мира“».

Примечания
1* Житие пр. Евсевия in Act. Sanct. Januar. II, 598. В Четь-Минее января 24 (в последней с немногими сокращениями). Писано современником. Биограф говорит в начале: «и нашим временам даровано Богом великое чудо и славная тайна, что считаю нужным начертать в письменах и предать памяти потомств». Древний перевод у Царского 192, 614. В прологе января 24 перевод Синаксаря. В менологе Василия короткое известие.
2* Менолог: «по слабости женской недоумевала, куда им преклонить голову».
3* О Миласе, столице Карии, древняя география, СПб. 1856 г., стр. 219. О епархии Миласской Le-quien, Or. chr. I, 920 s.
4* Никифор Каллист прямо пишет, что пр. Евсевия славилась подвигами тогда, как жил пр. Евфимий († 473 г.); императ. Евдокия († 451 г.) посещала св. места. Le quien, Or. chr. 1, 921. 922.
5* Память преп. Евсевии в Греч. и Римск. Церквах янв. 24, у Абиссинцев – янв. 19 (24).
6* Разговор о жизни отцов кн. 4, гл. 17. Четь-Минея мая 16 дня.
7* Иоанна Мосха. Луг. дух., стр. 132, 128. М. 1853.