Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Память о св. Петре, царе Болгарском

 Память о св. Петре, царе Болгарском

Св. Пётр, царь Болгарский

Так показано в Болгарском синаксаре 1340 года и в Сербском прологе XIII века.

Церковные хвалы царю Петру: «якоже прежде взлюби мирен пребывати в житии своём, тако и ныне нам молитвами к Богу страны вся умири».

«Проведый тя, Владыко, унша в братии, сюще мьнших, яко Давида помазав, порючи землю сию съблюдати всеко от напасти».

По этим хвалам видно, что прославляемый Церковью царь Пётр есть сын воинственного Болгарского князя Симеона († 927 г.). Он ещё в юном возрасте назначен отцом во властителя Болгарии вместо старшего брата и любил мир, а не войну, во время правления.

Блаженный царь Пётр был современником преп. Иоанна Рыльского и питал благоговейное уважение к сему дивному пустыннику.

Прибыв в Средец, послал он 10 опытных ловчих отыскать в горах блаженного Иоанна, и те едва на пятый день нашли его.

Получив возможное сведение, царь Пётр на другой день с несколькими искренними сам отправился в горы; дойдя до потока Рыла, он встретил неприступные утёсы с непроходимыми обвалами. Он взошёл на гору Книшаву. Отсюда ему указали на недоступный утёс, где видели преподобного. Он послал двух любимых отроков, – дабы они, как бы то ни было, добрались до старца Божия и испросили у него благословения царю, сильно желающему видеть его. Отроки исполнили поручение царское. Пустынник послал царю ответное слово любви. «Труд твой и приношения, как благовонное кадило, вознеслись к Богу; но поспеши уйти с места, на котором стоишь: место опасное, можешь неожиданно пострадать с твоими искренними. Худости нашей не увидишь в этой жизни; но в будущем узрим друг друга, насладимся радостью, если принесём плоды достойные покаяния». Царь послал после того к отшельнику много золота и снеди и писал: «всечестному Иоанну пустынножителю краль Петр. Слышав о Боголюбивой жизни твоей и пустынном пребывании, о совершенном удалении от мира и ангельском житии, весьма желал я видеть твоё преподобие и послушать твоих наставлений. Надеялся я получить много пользы от одного созерцания твоей жизни, хотя несколько взглянуть на свет невещественной жизни. Желание богатства, суетная слава, страсти не оставляют нас, мирских людей, и душевные очи наши помрачены мирским; мятежом. Потому-то, пробудившись несколько от глубокого сна, желал я видеть твою святость. Но – несчастный я, лишился этой благодати по грехам моим. Потому припадаю и молю: пошли мне какое-нибудь утешение, прохлади зной печали моей. Твоё преподобие знает, какие бури мира и какие заботы обуревают сердце царское».

Блаженный Иоанн, по любви к любви царской, принял присланные плоды и покушал. Но до золота не хотел и коснуться. В ответе своём он писал царю: «пустыннику не нужно золото и даже опасно. Царю оно нужно: на оружие и на войско он должен тратить деньги.

Если хочешь наследовать Небесное Царство, будь щедр, как Отец Небесный. Не надейся на неправду и не жажди корысти; будь кроток и тих, доступен для каждого. Князья твои пусть не носят похвальбы на языке своём. Багряница твоя пусть сияет добродетелями. Память о смерти да посещает душу твою. Смиряйся перед стопами матери нашей Церкви; преклоняй главу твою пред её первопрестольниками, дабы Царь царствующих, видя такое усердие твоё, подал тебе блага, какие не всходили на сердце человеку».

Получив это письмо, царь с любовью поцеловал его и потом постоянно держал его при себе, часто читал и тем отгонял от себя суеты мирские.

В описании жития св. Иоанна не сказано, в каком году происходили эти сношения царя Петра с великим пустынником.

Поскольку же известно, что св. Иоанн скончался в 946 г., то тревожное состояние, на которое жалуется царь пустыннику, должно быть отнесено ко времени, предшествовавшему событиям 941 г. По Греческим летописям, царь Пётр, женившийся на внучке императора, заключил выгодный мир с Греками: завоевания Симеона оставлены за Болгарией, за Болгарским государем признан титул императора, и Греки обязались по-прежнему присылать дань. После того до 933 г. царь Пётр жил спокойно. В это время он примирил Болгарскую Церковь с Константинопольским патриархом, и тот признал за независимым Болгарским архиепископом звание Болгарского патриарха. Вся иерархия Болгарии при Петре была Болгарская, без примеси Греческой; да и сам царь Пётр не иначе переписывался с Греками, как на Болгарском языке.

В 933 г., не без происков со стороны Греков, царю Петру пришлось терпеть сильные тревоги. Сперва поднялись против него некоторые от имени брата Иоанна. Царь Пётр, при всей кротости, вынужден был запереть Иоанна в темницу, а бунтовщиков смирить разными наказаниями. Потом другой брат, монах Михаил, заняв одну крепость, волновал и разорял Стримонскую область, домогаясь венца; но сообщники его бунта умертвили его и рассеялись. Венгры в 934 г. делали нападения на Болгарию. На эти-то политические бури жаловался благочестивый царь пред великим пустынником.

Тяжёлым несчастьем для Церкви времени царя Петра была ересь богомилов. «Случися Болгарстей земли в лета православного царя Петра: бысть поп именем Богумил, а по истине рещи, Богу не мил, иже первее нача учити ереси в земле Болгарстей», – говорит современник Петра.

Уже Иоанн экзарх, современник Симеона, говорил: «да ся страмляють убо вси пошибени (сумасбродные) и скверни манихеи и вси погани словесни». Но при Симеоне манихейство ограничивалось кру́гом пришлых людей и было презираемо наравне с язычеством. При Петре манихейство усвоено Богомилом и явилось в особенном виде, в смягчённом: Богомил два начала, доброе и злое, подчинял единому Божеству и старался мирить манихейство с христианством. Ересь его тем легче распространялась, что прикрывалась наружным видом благочестия, – постной жизнью, мягким обращением с другими. Поп Богомил стал, наконец так смел, что изложил учение своё в книгах. Товарищем Богомила были поп Иеремия, а ученики – Михаил, самый любимый ученик, Феодор добрый, Стефан, Василий и Пётр.

Царь Пётр не мог теперь не вспомнить слов великого пустынника: «смиряйся перед стопами матери нашей Церкви». В виду дерзостей ереси, они подвергли ересь соборному осуждению, а еретиков наказаниям; собор поручил пресвитеру Козме написать пространное слово против богомилов.

Самое тяжёлое время для благочестивого царя Петра было в последние два года жизни его. После оскорблений, нанесённых империей, вельможи Петра послали послов к императору Никифору с суровыми требованием дани тяжёлой. Это значило, что вельможи Петра, вопреки пророческому совету преподобного, «носили похвальбу на языке».

Никифор обошёлся с послами крайне оскорбительно и ещё требовал от царя Петра не допускать Венгров, переходить Дунай против империи. Царь Пётр отвечал, что так как не получил он от империи помощи против Венгров, отчего принуждён был заключить мир с Венгрией, нарушить же договора не может, то не может и исполнить желания империи. Империя была виновата. Дикие Мадьяры врывались в империю через Болгарию в 959 и 962 гг., и проход этих грабителей, без сомнения, был тяжёл для Болгарской страны. Оставленные без договорной помощи Болгары, и ещё грубо оскорбляемые в лице послов, не могли не воевать с Никифором. Это понимал Никифор, как и то, что империя была очень слаба. Потому он поспешил тайно нанять Святослава, князя Русского, для войны с Болгарией. Войнолюбивый Святослав охотно согласился. В апреле 967 г. Русские со Святославом неожиданно явились в устье Дуная. Пётр выслал войско, какое только мог собрать, чтобы не пускать неприятеля на землю Болгарскую; но войско не устояло против натиска Русских и поспешно заперлось в Дрествине, а потом так же скоро сдалось.

Это так поразило царя Петра, что он, всегда честный и любивший отчизну, но не крепкий здоровьем, умер 56 лет.

Примечания
1* Зап. акад. VI, 105. Ламанского статья, стр. 120 Муз. Румянцева, стр. 449.
2* Изв. акад. 1, 98, 99. Заметки поклонника, стр. 332, 319. К. 1864 г.
3* Продолжатель Амартола: «мая 27 инд. 15 (927 г.) скончался Симеон князь Болгарский, назначив наперёд князем сына своего Петра, которого имел он от второй супруги своей, сестры Георгия Сурсувула; последнего оставил он опекуном детей своих. Михаил же, сын первой жены, пострижен был в монахи. Иоанн и Вениамин, братия Петра, ещё носили Болгарские рубашки». Χρονικον Αμαρτολου, СПб. 1859, стр. 830. Krug, byzant. chronol. s. 166. 167.
4* Жизнь ц. Петра описал Феофилакт Болгарский, тот, который писал о Струмницких мучениках и о св. Клименте но описание остаётся в недоступных рукописях. Eabricii bibl. grace, ed. Harlcs VII, 598. Здесь неизданные сочинения Феофилакта: «разговор о природе, посвящённый Петру, царю Болгарскому», и «жизнь сего царя».
5* Житие пр. Иоанна, опис. пр. Евфимием.
6* Константин de ceremoniis. Люитпранд в письме к Оттону; Георгий мон. р. 904, 905. Лев Грамм. 315. Кедрин 308. Зонара 18. Продолж. Амартола р. 830, 831.
7* Le-Quien or. chr. 11. 290-Assemani calend. 111, 149. Ещё в XV в. по распоряжению собора пели вечную память Преславским патриархам Леонтию, Димитрию и Григорию. Болгарский синодик в 23 кн. Временника.
8* Лев, архиепископ Болгарский, при Константине Мономахе (1042–1054 г.) был первый (πρώτος) владыка из Греков в Болгарии. Le-Quien or. 11. 292. О городах Болгарских – в изв. акад., 1, 348, 349. II, 109–112 Палаузова век Симеона, стр. 29–33.
9* Krug byzant. chronol. s. 166, 167. Впрочем, чтение у Симеона Логофета: επιςολην εκομισαντο βυλγαρικν, при сличении с продолжателем Феофана и Георгием монахом до́лжно признать за испорченное и должно быть восстановлено так: ετι σολην εκομισατο βουλγαρικήν. О письменном договоре между Болгарами и Греками Срезневский в древн. Прохорова, тетр. 8. 1864 года, стран. 119.
10* Продолжатель Феофана, Кедрин, Георгий Акрополит – у Стриттера: Bulgarica § 129, 130, у Черткова о войне Святослава 137–147, Раича, 1, 401–405.
11* Козма пресвитер в 9 тетр. Древностей 1864 г.
12* Четвёртое слово о шестодневе.
13* Болгарский синодик в 23 кн. временника проклинает «попа Богомила, иже при Петре ц. Болгарстем въсприимшого манихейскую ересь и в Болгарстей земли разсеившаго, к сим же прирекшаго, яко в привидении Христос Бог наш от св. Богородицы родися и в привидении растпяся и обоженную плоть възнесе и на въздусе остави».
14* В сборнике Новгород. Софийск. б. XV века: «а еже о еретических книгах Богумила попа, то блядство его злохитростно». В Синод. ркп. № 322 сказано: «творцы быша еретическим книгам в Болгарской земле поп Еремей да поп Богумил». Летопись археогр. комм. 1, 26, 27, 29, 40. СПб. 1862. Басни попа Еремии, проникнутые богомильством, – в обзоре истории Славянск. литературы Цыпина, СПб. 1865 г., стр. 65–79.
15* Болгарский синодик в 23 кн. временника.
16* Всё слово напеч. в archivu za powiestnicu iugoslavenscu VI, 69–97. Отрывки в Вятск. Епарх. Ведом. 1865 г. Время, когда писано слово, определяется словами Козмы: «подражайте Иоанна пресвитера, его же и от вас самих мнози знают», Козма прямо не говорит о соборе но говорит о наказаниях, которыми преследовалась ересь.
17* Лев Диакон, Зонара, Кедрин – у Черткова: о войне Святослава, стр. 18–25, 210–214.