† Память о преп. Сергии и Германе Валаамских
Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове. – Опустошения северного края Шведами лишили нас точных сведений о начале и начальниках Валаамской обители. По мнению одних, Сергий и Герман жили на Валааме ещё при равноапостольном Владимире; Но это мнение едва ли не столько же справедливо, как и то, которое выдаёт их за современников в. кн. Ольги или Ап. Андрея, потому что выставляемое им дело так же несообразно с обстоятельствами времени св. Владимира, как и со временем св. Ольги. Указывают на то, что по повести о перенесении мощей их, мощи обретены и перенесены при Новгородск. архиепископе Иоанне в 1163 г. Но если и не обращать внимания на то, что святитель Иоанн выставляется здесь архиепископом в 1163 г., эта повесть убеждает «повиноваться помазанному царю и благоверным князьям Русским», убеждает князей не жаловать монастырям крестьян и земель, а вместе с тем называет себя «древле-писанной, ветхой», т. е. она обличает сама себя в подлоге, составленном при Грозном царе. – На доске древнего списка правил Софийского собора написано: «в лето 6837 (1329) нача жити на острове Валаамском, на озере Ладожском, старец Сергий». – В Новгородском свитке, писанном в конце XVI в., читается следующее известие: «6837 (1329) старец Сергий пришёл на Валаам; 6901(1393) «старец Арсений пришёл на остров Коневский» . Такое показание о времени первого Валаамского пустынника согласно и с обстоятельствами северного края, известными по летописям. – Известно, что в Карелии чистое, православное христианство распространено было перед самым нашествием Татар (1227 г.); а с 1249 г. Шведы, утвердясь в юго-западной Карелии, огнём и мечом принуждали Карелов к папизму – и тем возбудив в них отвращение к христианству, заставили их искать помощи в старых богах; между тем России, ограбленной и угнетаемой Монголами, не было возможности вступиться с силой за православие Карелии. – Преп. Сергий и Герман, поселясь на Валааме в начале ΧΙV столетия, явились отрадными лучами для угнетённого края и оживили там учением и жизнью св. православие. На Валааме очень помнят короля Магнуса и не могут указать ни на один памятник времён более древних. Это служит новым подтверждением тому, что основание Валаамской обители относилось ко времени этого усердного слуги папы – и основателям пришлось потерпеть много скорбей по милости Магнуса, перекрещивавшего Финнов орешковских мечом в 1349 году. – О духе монашеского жития, насаждённого на Валааме преп. Сергием и Германом, вот что писали Валаамские иноки: «на Валааме исстари, как только стал монастырь, начальники Валаамского монастыря Сергий и Герман установили общину, полотняную одежду и обувь давали каждому... По уложению Валаамских начальников Сергия и Германа выходило в год на платье и обувь 50 руб., а много в иной год 60 рубл.». – По этим словам, братство иноков, собранных пр. Сергием и Германом на Валааме, было довольно многолюдное и для него установлено ими общежитие полное... Блаженная кончина Валаамских начальников последовала вероятно около 1353 г., а обретение мощей и написание их иконы, бывшее по повести при архиеп. Иоанне, должно быть отнесено ко времени архиеп. Иоанна, управлявшего церковью до 1401 г.. Память их празднуется 28 июня, а перенесение мощей из Новгорода на Валаам, бывшее после Шведского опустошения, сентября 11. – Ныне мощи их почивают под спудом в нижней церкви соборного монастырского храма, посвящённой памяти самих св. угодников.