Святой великомученицы Параскевы-Пятницы
Святая великомученица Параскева, наречённая Пятницей, достопримечательна как по этому имени, так по жизни и страданиям, сообразным с сим именем. Родители её, Иконийские христиане, особенно уважали день страданий Господних – пятницу, а потому, когда Бог, в этот же день, даровал им дочь, назвали её также Пятницей (Параскевой – по-Гречески). Впоследствии оказалось, что Параскева, сохраняя память о страданиях Христовых своим именем, сохраняла её и в своём сердце, а наконец сама приобщилась страстям Христовым – своими страданиями. Оставшись по смерти родителей при значительном имении, святая дева богатство своё раздавала меньшей братии Христовой, посвятила девство Господу и, непрестанно воспоминая Господа, прославляла Его и между язычниками в Иконии. За дерзновенное исповедание Распятого святую ввергли в темницу, а потом предали игемону на истязания, в царствование Диоклитиана (257–304). Ужасны были муки, какие наложил на неё мучитель; но велика открылась и благодать, сохранившая ту, для которой было еже жити Христос: и еже умрети, приобретение (Фил. 1:21). Преподобную деву растерзали до костей; но в темнице посетил её Ангел, представил очам её любезные для неё предметы – орудия страстей Христовых, и вдруг все раны мученицы закрылись, вся она сделалась здравой. Новое чудо явилось, когда ввели святую в капище идольское; по её велению, все идолы в капище пали и обратились в прах. Затем следовали для исповедницы новые мучения: её опалили свечами; но огонь факелов вдруг столь сильно воспламенился, что пожёг многих нечестивых, близ мученицы стоявших. Наконец св. Параскева усечена мечом. Произнося – Параскева – это Греческое имя великомученицы, Церковь соединяет с ним и перевод его на нашем церковно-отечественном языке. Этот перевод усвоен имени великомученицы, согласно с толкованием, какое она сама дала на Греческом языке своему имени перед своими мучителями, которые спрашивали её о значении его.
В честь св. великомученицы Параскевы в 1865 году основана женская община в Инсарском уезде Пензенской губернии на месте явления иконы около 1780 года. Вот как говорит об этом предание. Явилась икона одному бывшему на службе солдату, родом из села Рузаевки, Инсарского уезда, Пензенской губернии. Этот солдат был так сильно болен ногами, что ему никак нельзя было пребывать на службе, а потому он лежал в лазарете. Средства врачей нисколько не пособили ему. В одно время во сне явилась ему прекрасной наружности женщина с крестом в руках и говорит: «хочешь ли быть здоров и желаешь ли идти на родину?» Солдат, проснувшись от сна, почёл это видение за обыкновенный сон и никому ничего не сказал; во вторую и третью ночь ему было то же самое видение и в третью ночь ещё добавлено было: «ты через три дня будешь совершенно здоров и через три дня тебя отпустят на родину; когда придёшь домой, не забудь, сходи в деревню Пайгарму, пройди в лес, держась от деревни в левую руку к оврагу, к кустарнику; там на полдороге найдёшь большую муравейную кучу, от которой сойди вниз под гору прямо, и увидишь небольшую яму воды и в ней мой образ; вычисти эту яму, опусти сруб, сделай часовню и поставь в неё мою икону, тогда ты никогда не будешь болеть ногами». После сего видения солдат действительно через три дня сделался здоров, и ноги его – как никогда не болели, чему обрадовался и удивился как сам, так и врачи. Солдат рассказал им своё троекратное сонное видение и заявил, что он верит явлению вполне. Врачи сочли его исцеление делом врачевания силы Божией и на третий же день выписали его из больницы и исхлопотали ему отпуск. Солдат, усердно помолившись Господу, чтобы Он даровал ему здоровье через Свою угодницу святую мученицу Параскеву, отправился на родину. По прибытии в деревню Пайгарму, солдат отправился в лес по тому направлению, как ему сказано было во сне, действительно находит муравейную кучу и, сойдя ниже под гору, увидел яму с водой и в ней образ своей целительницы – св. мученицы Параскевы. Долго он молился со слезами, взяв икону, поцеловал её и поставил на куст. Со-временем вырыл глубокую и широкую яму, опустил сруб, и вода быстрой струёй потекла из родника; затем построил часовню и перенёс в неё икону мученицы Параскевы. С этого-то времени, как рассказывают старожилы, стал ходить православный народ к сему месту на Богомолье, и всякий, по вере своей, получал различные исцеления. Сюда и поныне стекается народ главным образом в 9-ю пятницу после праздника Пасхи. Так как со дня постановки часовни простой народ с году на год всё большим числом приходил к роднику и явившейся иконе, то владельцы земли, потерпев большие убытки от того, что народ мял покосы и молодые побеги леса, приказали разобрать часовню, а икону отнести в приходскую Рузаевскую церковь. На другой же день икона опять явилась в том же роднике, чему православный народ обрадовался и ещё более стал иметь веру к явленному образу. Но владельцы земли, не веря явлению иконы, вначале приказали было уничтожить родник; затем, вздумали несколько ниже устроить водяную мельницу и спустить всю воду в пруд мельницы. Наняли мастера, приказали созвать народ, сколько потребовалось для прудов, плотины, канав, и завалить родник, в котором явился образ. Народ, по приказанию мастера, набивал мешки песком и глиной, заваливал родник; трудились над этим местом целое лето, но не могли завалить родника. Днём во время работы завалят родник совершенно, так что нигде нет воды; ночью вода опять начинает выбивать сильной струёй. Мастер мельницы, видя, что сила человеческая не может стоять против силы Божией, бросил работу и ушёл без всякого расчёта от землевладельца, который после сего совершенно оставил мысль о постройке мельницы.
Далее предание говорит, что один из живущих в ближайших селениях Татар вздумал было поругаться над источником, засорить его и взять железный обруч с части сруба, но Господь наказал его: Татарин потерял зрение, ослеп. Будучи человеком Богобоязливым, Татарин стал очищать и поправлять источник, и просил Бога единого простить ему вину и возвратить зрение. Искреннее раскаяние было принято Господом: Татарин вновь прозрел. Местное духовенство передаёт, что с того времени и были установлены ежегодные крестные ходы из ближайших селений на место источника и явленной иконы, – крестные ходы, продолжающиеся до настоящего времени.
Освобождение крестьян (1861 года) поставило помещиков в необходимость продать землю; её купили крестьяне Мордва и, вырубивши лес, пожелали открыть женский монастырь. Будучи направлены в своём желании к соседней землевладелице, Марии Михайловне Киселевой, крестьяне, при помощи и содействии последней, исходатайствовали Высочайшее разрешение на открытие Параскево-Вознесенской общины, которая и была открыта 20-го июля 1865 года. Пожертвованной на общину земли было от Марии Михайловны Киселевой 20 десятин, крестьянина села Болдова Василия Губкова 16 десятин, крестьянина села Мордовской Пишли Николая Роланкина 5 десятин, Дмитрия и Петра Костиных, Семёна и Степана Захаровых тоже 5 десятин, а всего 46 десятин.