Св. Ап. Иакова, брата Господня по плоти
Сего Ап. Иакова, согласно с Божественным Евангелием (Мф. 13:55) и словами Ап. Павла (Гал. 1:19), прав. Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом Ап. Симона, Иуды и Иосии, а также Малым или Меньшим (Мк. 15:40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова брата Господня одним лицом с Ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от Ап. Иакова Зеведеева, призванного в Апостольство и умершего прежде Иакова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книге Апостол, в Прологе под 28 числом октября, и 4-го января в Минеи-Четьи, и священных песнопениях под теми же числами, согласно с писанием и преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева. Празднуя последнему в 9-й день октября, Церковь причисляет его к лику дванадесяти Апостол, а Иакова Малого, брата Господня, к собору семидесяти, в коем числится он первым. Различие Иакова Алфеева от Иакова Малого, брата Господня, прав. Церковь ясно выразила особенно в своих священных песнопениях. Иаков, празднуемый в 9-й день октября, нигде не называется и не прославляется братом Господним, епископом Иерусалима, писателем соборного послания и священномучеником, что без сомнения даёт высокие преимущества; но называется Иаковом Алфеевым, прославляется Божественным светильником язычников, который, исполняя число дванадесяти, объюродил Еллинскую мудрость и прошёл всю вселенную, проповедуя всегласно слово веры Христовой. Иаков же, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Мф. 13:55. Мк. 6:3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с Младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1:17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец, священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.
Основание, по которому прав. Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частью указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Ин.2:12,7:3–5; Мк. 3:31; Лк. 8:19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так Евсевий Кесарийский, св. Кирилл у Иерусалимский (365–385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.
Итак, Апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресв. Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении своём Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. 15:7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от Апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви – матери Церквей христианских. Своей святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у Апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Пётр, после своего чудесного освобождения из темницы, сказал: возвестите о сём Иакову и братиям (Деян. 12:17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифой и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. 2:9). На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р.Х. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимский, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. XV). Именем Иакова отличен брат его Ап. Иуда (Лк. 6:16; Деян. 1:13), который соборное послание своё начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1:1), и тем показывает особенную важность Ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствует особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностью изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у кесаря, отправлен был Фестом в Рим, тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему Апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брат Господень, от времён Апостолов и доныне всеми именуемый праведным, был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один, и его обретали там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом (ωβλιας), что значит: защита или оплот народа и правда.
Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. Апостолу Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что таким образом, пожалуй, и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: «просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признаёт Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаём, что ты праведен и беспристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу». А на Пасху собрались тогда все колена Иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему: «праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому; скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого?» Иаков громким голосом отвечал: «для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне Человеческом? Он восседит на небесах одесную великой Силы и опять приидет на землю на облаках небесных!» Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «осанна Сыну Давидову!» А книжники и фарисеи говорили между собой: «худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство; взойдём и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили ему», и закричали: «э! э! и праведный заблуждается!» Взбежав на верх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: «Господи Боже Отче, отпусти им; они не ведают, что творят»! Между тем как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал: «перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится». Но в это самое время один из них, суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил праведного по голове, и он скончался около 63 года по Рождестве Христове. На этом же месте и погребли его; над его могилой подле храма и доселе стоит памятник. Таким образом Иаков был верным свидетелем для Иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из Иудеев именно мученическую его смерть почитали причиной немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от Римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание святой Апостол Иаков написал около 59 года по Рождестве Христове к рассеянным Иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежит и Божественная литургия, известная под именем Апостола Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего Апостола, и на основании которой изложены литургии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоустого.
Мученическая кончина св. Иакова, брата Господня, последовала в 63 году по Рождестве Христове. Если при жизни своей Апостол Иаков пользовался всеобщим уважением, то память праведного без сомнения по смерти его сохранилась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемые в день его памяти.
В своих песнопениях Церковь прославляет св. Апостола Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшего Евангелие; яко мученика, стяжавшего неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющего дерзновение; яко иерарха, молящегося за нас. Называет его первым пастырем и учителем Иерусалимлян и верным строителем таинств.
В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. Апостола Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея.