Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Святого преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского

Родом из города Самосаты, в Сирии, сын благородных родителей, Лукиан получил хорошее образование, открывавшее ему путь к светским должностям. Однако же, с молодых лет полюбивший высшие духовные предметы, он, по смерти своих родителей, раздав всё своё имущество бедным, посвятил себя любимым занятиям и, придя к исповеднику Макарию в Одессу, пользовался наставлениями его в изучении священного Писания; при этом проводил строгую жизнь, за которую, равно как и за ревностное распространение слова Божия между Иудеями и язычниками, был посвящён в сан пресвитера Антиохийского. Здесь Лукиан устроил училище, сам же предавался изучению Писания и деятельному проповедованию веры во Христа. В 303 году, во время гонения при Диоклитиане, он, в числе других исповедников веры, потерпел в Никомидии от преследования гонителей, но в этот раз, сверх ожидания, был освобождён и возвратился в Антиохию, где и продолжал свою прежнюю христианскую деятельность. В это время он присоединил к своим занятиям исправление Греческого текста Библии, что признаётся великой заслугой, так как в то время текст Писания был во многом искажён – частью ошибками, вкравшимися в него от переписчиков, частью и умышленными изменениями со стороны злонамеренных людей. Ради этого полезного труда Лукиан предварительно изучил Еврейский язык.

В 311 году, когда ярость гонителей христианства, как бы сознавая приближение его торжества, доходила до крайних пределов, Лукиан был схвачен и представлен в Никомидию, где находился тогда император Максимилиан; но, не страшась опасности, он смело представил префекту-мучителю апологию, составленную им в защиту христианских истин сильнейшими и красноречивейшими доводами. В ней, между прочим, упоминая о воскресении Христовом, Лукиан говорит: «воспользуюсь свидетельством самого места, где это случилось; само место соглашается со мною: Голгофская гора, рассевшаяся под славой Креста, та пещера, которая, по отверзтии входов преисподней, снова возвратила одушевлённое тело, чтобы более светлым вознеслось оно на небо... Привожу вам во свидетели само небо, которое, узрев, что делают нечестивые на земле, в полдень сокрыло свет свой. Поищите в ваших летописях и вы найдёте, что при Пилате, когда страдал Христос, день прерывался солнечным затмением».

Но одной лишь безнадёжной бесчувственностью отозвалось сердце человека – закоренелого язычника на это призывание в свидетели истины самой бесчувственной природы... Лукиан за неустрашимое исповедание Христа был брошен в темницу в тяжких оковах и обречён на голодную смерть. Ему предлагали, впрочем, идоложертвенную пищу, его пытали даже, чтобы заставить вкусить её, но и терзаемый пытками, и изнемогая от голода, он отвечал только одно: «я – христианин».

Наконец истощились от голода силы Лукиана, он почувствовал близость смерти и возрадовалась душа его. Отрешённый от всего земного, он только желал ещё раз на земле причаститься Тела и Крови Христовых. И вот, лёжа на спине, почти без движения по причине крайней слабости, пресвитер Божий на своей груди совершил бескровную жертву в праздник Богоявления, для приготовления к смерти себя и других христиан, заключённых с ним вместе в темнице. На другой же день после того скончался мучительной голодной смертью. Тело его, брошенное в море, было чудным образом обретено, и над ним впоследствии, в 326 году, был сооружён храм св. равноапостольной Еленой, в Дрепане, названном в честь её Еленополем.

Труд св. Лукиана, т. е. исправленные им книги священного Писания, в предохранение от врагов веры, во время его исповеднического подвига – были сохранены в стене, где ящик с рукописью был залит известью и найден при благоверном Константине.

(О св. Лукиане подр. см. в «Ист. уч. об Отц. Церкви» архиеп. Филар. Черниг. §§ 71, 72, 73).