Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление святого Дионисия, архиепископа Суздальского

 Преставление святого Дионисия, архиепископа Суздальского

С молодых лет посвятив себя на служение Богу, блаженный Дионисий, в мире Давид, по примеру Киевских Печерских подвижников, ископал себе пещеру на берегу Волги, в 5 верстах от Нижнего Новгорода. В Печерской обители его сохраняется Печерская икона Божией Матери с предстоящими Антонием и Феодосием, принесённая Дионисием из Киева. – Это даёт видеть, что блаженный Давид пострижен был в иночество в Киевской пещерной обители и отсюда принёс на берег Волги любовь свою к пещерной жизни. В пещере своей блаженный Дионисий сперва жил один отшельником. Когда же явились желающие подвизаться вместе с ним иночески, он основал (около 1335 года) монастырь в честь Вознесения Господня. Строгой подвижническою жизнью и обширным знанием правил веры и благочестия приобрёл он себе известность и уважение. В нём видели «мужа кроткого, рассудительного, знающего святое Писание, учительного, славного по постничеству и исполненного любви ко всем». Под его руководством получили начальное иноческое образование пр. Евфимий Суздальский и Макарий Унженский. Он преподавал наставления блаженной княгине Феодоре. – В Печерской обители, под его руководством, образовались учительные старцы, каков был Павел Высокий. По его благословению 12 учеников его, в том числе преп. Евфимий, насадили иноческие обители в разных местах страны Суздальской и Нижегородской.

Святитель Алексий, лично зная добродетели и образованность Дионисия, в 1374 году посвятил его в епископа Суздальского. В следующем году блаженному архипастырю пришлось подвергать собственную жизнь опасности, для спасения других. Народ, раздражённый своеволием Мамаевых послов, перебил нескольких из них; по распоряжению князя главный посол Мурза Сарайко заключён был с дружиной его в крепость, для его же безопасности. Но так как дознано было, что дикая дружина замышляет убийства, то хотели развести Татар в разные места. Узнав о том, Сарайко бросился с слугами в дом владыки, зажёг двор и начал стрелять в народ. Дионисий старался успокоить и чужих, и своих, но едва не лишился жизни: одна стрела Татарская вонзилась в мантию его. Раздражённый народ перебил озлившихся степняков. В 1377 году святитель оплакал погибель войск Нижегородского и Московского на реке Пьяной и следовавшее затем опустошение Нижнего Татарами. – По смерти святителя Алексия († 1378 г.) преподобный Сергий, в первый раз узнавший Дионисия ещё в Печерском монастыре (в 1365 г.), предлагал вел. князю Димитрию избрать Дионисия в митрополита. Но вел. князю и боярам непременно хотелось видеть митрополита Митяя, придворного священника. – К сожалению, светским людям нравятся Митяи – люди ловкие и лёгкие, для которых благочестие – дело неважное. – Митяй избран в митрополита. Любимец вел. князя не соблюдал даже приличий в новом своём счастье. Он вёл себя так гордо и заносчиво, что, не посвящённый в сан святителя, облекался в митрополичью мантию, носил белый клобук, обращался с духовенством властительски и брал себе доходы первосвятителя. Он просил вел. князя, чтобы посвящение его совершилось в Москве. Великий князь пригласил епископов для посвящения Митяя. Блаженный Дионисий, явясь к вел. князю, смело сказал: «кто это учит тебя, государь, переменять закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас». Великий князь отказался от своего желания. Митяй сильно оскорбился разрушением мечты своей и кипел досадой на Дионисия. «Почему ты, сказал он Дионисию, не был у меня до сего времени и не принял моего благословения?» Дионисий отвечал: «оттого, что я – епископ, а ты священник, – ты не имеешь права благословлять меня». Митяй задрожал от гнева, грозил с криком, что лишит Дионисия священства и своими руками сдерёт скрижали с мантии его. После того Митяй поспешил в Цареград. Дионисий отправился туда же, потому что его вызывал к себе патриарх, да и надобно было искать себе защиты. Это было в 1380 году.

В Цареграде Дионисий пробыл более года. Он употребил это время для пользы не только своей паствы, но и всей Русской Церкви. Для паствы своей послал он из Константинополя два точные списка с иконы Божией Матери Одигитрии, потом приобрёл часть Животворящего древа и мощи некоторых святых. – Важнее же всего было то, что он объяснил патриарху опасность, в какой находится Русская Церковь от ереси стригольников, усилившейся во Пскове и Нова городе. Патриарх, лично узнав высокие достоинства Дионисия, почтил его саном архиепископа, дал ему фелонь с крестами и стихарь с источниками. Если бы Дионисий желал высшей чести, при расположении к нему патриарха, он, после несчастной смерти Митяя, мог бы испросить себе сан митрополита. Но он не искал земной чести, – а славы Божией желал. «Мы нашли его, писал патриарх в грамоте, достойным всякой похвалы: видели пощение и слёзы его, молитву и милостыню, всё, чем обозначается духовный Божий человек; он присутствовал и на святом соборе, духовно беседовал с епископами о священном Писании, причём показал ревность к вере и глубокое разумение священных правил. – Потому и удостоен он почётного сана, с возведением кафедры его на степень архиепископии, второй после Новогородской; даны ему стихарь с источниками и фелонь с четырьмя крестами и ликами Евангелистов». Патриарх поручил просвещённому и ревностному архипастырю лично быть в Новгородской пастве и употребить старание об истреблении там ереси. «Смирение наше и великий собор, писал патриарх Псковичам, послали к вам Боголюбивого архиепископа Суздальского Дионисия, мужа честного, благочестивого, добродетельного, известного хранителя священных канонов; он от лица нашего посетит и благословит вас, научит и наставит, устроит должное и соединит вас с соборной Апостольской Церковью Божией; вы должны узнать, что отлучающиеся от Церкви отлучаются от Самого Христа Бога; всё, что услышите из уст его, примите как наше собственное слово».

Снабжённый патриаршими грамотами, блаж. Дионисий в конце 1381 г. возвратился в Россию. Он был в Новгороде и Пскове и успел сильно потрясти там тлетворную ересь стригольников. В это же время он установил общежитие в Псковском Светогорском монастыре. – «При Божией помощи, писал он в грамоте монастырю, как заповедал мне святейший вселенский патриарх, заботливый о спасении душ и обращении заблудших, возвращаю я на верный путь, к иноческому общежитию, уклонившихся от него». Разрешив виновных в своеволии, постановляет: «ни игумен, ни братья не должны иметь ничего своего; не должны ни есть, ни пить у себя по кельям; одежду необходимую должны брать у игумена, при том одежду простую, из обыкновенных, а не из Немецких сукон, шубы бараньи и без опушки; обувь, онучи брать у игумена; лишнего платья не иметь». Такое установление оправдывает он затем словами Василия В., Ефрема, Лествичника и других. К празднику Богоявления (1382 г.) прибыл он в Суздаль и затем был в Нижнем. В любимой Печерской обители своей оплакал он кончину великого старца Павла, подвижника учительного. Вел. князь увидал теперь достоинства блаж. Дионисия и в июне 1383 г. отправил его в Константинополь, для поставления в митрополита, на место Пимена, доставшего себе высокий сан помимо великого князя. Достоинства Дионисия известны были в Константинополе, и потому там согласились исполнить просьбу о нём великого князя, если полномочные собора найдут дело Пимена не правым. Блаженный Дионисий, возвращаясь в Россию через Киев, задержан был здесь Литовским князем Владимиром Ольгердовичем. Князь Литовский объявил, что, если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всей России, то князь Киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. По отношению к святой Церкви это означало, что произвол человеческий вводит с собой в св. Церковь только страдания и неустройства. По отношению к блаж. Дионисию это значило, что Господь ещё раз и уже в последний подвергает его очистительным скорбям. «Господь кого любит, учит св. Писание, того наказывает: биет всякого сына, о котором благоволит» (Евр. 12:6). – «Благо мне, что я страдаю, дабы научиться уставам Твоим» (Пс. 118:71), исповедует священный певец. Блаженный Дионисий в пещерной кельи проводил время в молитве и сокрушении сердечном. Подвижник-пастырь скончался в Киевской пещере 15 октября 1384 г.. «Тело же его, говорят летописи, и доныне цело и нетленно». По древним памятникам называется он чудотворцем. В Печерском каноне молятся святителю Дионисию.

Примечания
1* Памятн. церковн. древности, стр. 383. СПб. 1857 г.
2* Степ. кн. 1, 526. В 1343 г. из Печерской Дионисиевой обители отправился пр. Евфимий для основания монастыря в Суздале; а до того времени он жил у Дионисия, конечно, не менее 8 лет.
3* Степен. кн. I. 528. Собр. л. VIII, 20. 21.
4* Ркп. житие пр. Евфимия. Сл. апр. 1 д.
5* Никон. л. 4, 38. Собр. л. VIII, 20.
6* Карамз. 5, 20, пр. 31. Собр. л. VIII, 21. 22.
7* Собр. л. VIII, 25. 26.
8* Степен. кн. 1, 516. Никон. л. 4, 52. 66–68. Собр. л. 4, 73.
9* Никон. л. 4, 70. 71. 82. 83. Типогр. л. 140. 141. Продолж. Нестора, стр. 140–142. Собран. л. VIII, 30. Грамота патриарха в ист. акт. 1. № 251. «Князь великий – отпусти Дионисия на том слове, яко не ити ему к Царю-граду, но ждати до году Митяевой митрополии». Если Дионисий обещался только не препятствовать Митяю получить сан в Цареграде, то он не изменил и этому слову.
10* Ст. кн. 1, 625. 626. Степ. 13. Один список иконы Одигитрии послан был Дионисием в Нижегородский Спасский собор, где он и ныне сохраняется. Макария памяти, церк. древн., стр. 43. 44. СПб. 1857 г.
11* Ист. акт. 1. № 251.
12* Ист. акт. 1. № 252. Грамота Новгородцам in act. patriarch. 2. 31–34.
13* Собр. л. 3, 93. 4, 83. Никон. л. 4, 129–131. 299. 300. Степ. кн. 1, 527. 528. Иосифа просветитель, стр. 596. 597.
14* Ист. акт. 1. № 250.
15* Никон. л. 4, 141. Типогр. л., стр. 18.
16* Никон. лет. 4, 142. 144. 147. 148. Типогр. лет., стр. 184. 185. Продолж. Нестора, стр. 137–142. 185. Собр. л. VIII, 48. 49. Соборное деяние 1389 г. у Калачева в архиве, стр. 15.
17* По продолж. Нестора скончался 15 окт. 6894. По воскр. лет. (соб. летоп. VIII, 49) скончался 15 окт. 6893 (1384). По Львов. лет. 2, 186: «тогда же (6893) преставися в Киеве Дионисий митрополит октяб. 25 и положен в пещере». В синодике Нижегор. Печерск. монаст. сказано: «преосв. митрополит Дионисий, иже бысть архиепископ Суждальский, а прежде того был начальником Печерского монастыря, преставися 6983 окт. в 15 д., а память его в 26 день июня». Ниже о нём же: «на память преп. отца нашего Давида (26 июня) и на преставление в 15 день октяб. – в оба дни служити собором и кормы на братию ставити большия». Это записано конечно скоро после смерти Дионисия.
18* Типогр. лет. 184. 185. Львов. лет. 2, 166: «глаголют, яко и доныне лежит в теле». Степ. кн. 1, 528: «глаголют же, яко и доныне в теле лежит». Воскр. лет. (собр. лет. VIII, 49): «положен был в пещере Антониеве и тело же его и доныне цело есть и нетленно»; а ниже под 1389 г.: «лежит в пещере Феодосиевой», стр. 342, – В Софийск. (V. 239): «положен бысть в пещере Онтониеве». Ныне в Феодосиевой пещере пр. Дионисий.
19* Синодик 1552 г. Нижег. Печерского мон. «писан в Печерском монастыре Вознесения Господа нашего – и преподобного чудотворца Дионисия» (Макария памятники, стр. 364). В месяцеслове Любецкого, СПб. 1730 г., и в других, равно и в новом месяцеслове Вершинского (СПб. 1857 г.), память св. Дионисия, архиеп. Суздальск., под 26 июня.
20* Мелетия канон, пес. 9, троп. 2.