Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Иоанна, епископа Суздальского

 Преставление св. Иоанна, епископа Суздальского

Блаж. Иоанн в молодых летах поступил в иноческую обитель и здесь Боголюбиво подвизался. Князь Константин Васильевич, полюбив Нижний-Новгород, сделал его вместо Суздаля главным городом своего обширного княжества. Это было в 1350 г.. Вместе с тем пожелал он иметь при себе особого епископа, отдельного от Ростовского и Владимирского, и обратился с просьбой о том к патриарху; согласно с его желанием благочестивый Иоанн посвящён был (1350 г.) патриархом в епископа Нижегородского и Суздальского. Это посвящение не обошлось без неприятностей. Блаж. м. Феогност повиновался распоряжению патриарха; не так приняли его в Суздале. – В летописи читаем: «в 1351 г. преосвящ. Феогност митрополит благословил совершать служение епископу Даниилу Суздальскому; он отлучён был за некоторую вину и опять приял прежний сан свой». – В чём состояла вина Даниила? Весьма вероятно, что Суздальский епископ восстал с ропотом против распоряжений патриарха за посвящение Иоанна в епископа Нижегородского и Суздальского и за то подвергся запрещению. После того известие летописи о разрешении Даниила надобно отнести только к священнослужению, а не к самостоятельному управлению Суздальской епархией, так как после того управлял монастырями Суздальскими епископ Иоанн. Когда благочестивый князь Борис Константинович пожелал устроить новую обитель в Суздале, то блаженный святитель Иоанн не только назначил преп. Евфимия в исполнителя доброй воли князя, но сам освящал место для обители и потом (1352 года) Евфимия в архимандрита. – Блаженный архипастырь, радуясь успехам мужественного князя Константина, покорявшего своей власти дикую Мордву, усердно сеял семя слова Божия на новой ниве, между Мордвой. Он покорял сердца св. вере особенно своей высокой благостью и живым благочестием. – Бескорыстный и сердобольный, он заботился более о покое других, чем о своём. Ему казалось, что на крестьянах, которые жили на землях церковных, лежат тяжёлые налоги, и он облегчил повинности их. Он устроил богадельни для больных и престарелых. Благочестие в народе возбуждал и поддерживал он повременным совершением крестных ходов. Раз, в праздник Преображения Господня, служил он литургию в Евфимиевой обители. Князь Борис видел, что с святителем служит кто-то, облечённый светом и славой. По настоятельной просьбе князя, святитель сказал, что это – ангел Божий, сослужавший ему и в другие времена. Благочестивый князь Андрей Константинович, рассказав святителю, что во время плавания по Волге был он в большой опасности от бури и тогда же дал обет построить женский монастырь в честь Покрова Богоматери, просил благословения и совета его на устроение обители. Святитель благословил добрые желания князя, назначил место для новой обители и поставил настоятельницей обители племянницу преп. Евфимия, жившую дотоле в Суздальском Александровом монастыре. Это было в 1364 г.. Вскоре после того святитель похоронил благочестивого князя Андрея; а вслед затем открылись сильные споры между братьями князьями – Борисом и Димитрием. Первосвятитель Алексий на том основании, что при митр. Максиме к Владимирской кафедре его принадлежал не один Владимир, а и города Суздальского княжества, причислил к митрополичьей кафедре Суздаль, Нижгород и Городец. – С того времени блаженный Иоанн, отказавшись от дел правления, стал проводить жизнь в уединении. В мирной обители совершал он подвиги молитвы и поста безмолвником. Стенная надпись 1635 г. в Суздальском соборе говорит: «л. 6882 окт. 15 д. (1373 г.) святитель Иоанн почи зде». Мощи его почивают в Суздальском соборе под спудом. Надпись на шитом покрове говорит: «л. 7086 (1578) июля 28 д. – положила есми покров на гроб великого чудотворца Ивана епископа княже Владимирова княгиня Андреевича Евпраксия удельная». – На том же покрове вышит тропарь, в котором святитель Иоанн прославляется, как чудотворец. «Злоумышленным церковником молитвою скоро прозрети повеле и научи, якоже прежде св. Леонтий, – связа и паки благослови». – Итак в 1578 г. святитель Иоанн был уже почитаем в числе святых. В честь его воздвигались в Суздальской стороне храмы; а служба ему написана была в начале XVI столетия. – Столетие назад тому, и именно в 1743 г., вот что случилось при раке святителя: Суздалец Иван Жилинин, с марта мес. разбитый параличом, лишён был употребления языка, рук и ног. Октября 27 он исповедал вслух всех в храме, что ему в сонном видении предстал муж, облечённый в светлые одежды, и, назвав себя Иоанном, епископом Суздальским, велел идти в собор, чтобы получить там полное исцеление. Больной проснулся и не чувствовал болезни; босой прибежал в храм и с восторгом лобызал честную раку святителя. После того Синодом подтверждено чтить местно память святителей Феодора и Иоанна, как дотоле чтили.

Примечания
1* Ркп. житие св. Иоанна, описанное иноком Григорием, у Ундольского № 318.
2* Нижегор. губ. ведом. 1847 г. № 2–4.
3* Относительно посвящения Иоанна в епископа допускали странную путаницу: то писали, что посвящён он после смерти св. Алексия († 1376 г.), то говорили, что он – предшественник архиеп. Дионисия (с 1374 г.) и поставлял преп. Евфимия в настоятеля, – Это зависело от того, что хотели, но не умели примирить посвящения Иоанна при Данииле, епископе Суздаля.
4* Собр. л. VII, 215. Никон. л. III, 193.
5* По летописи, Даниил, епископ Суздальский, скончался в 1362 г. Никон. л. IV, 1.
6* Ркп. житие св. Иоанна; житие преп. Евфимия. Анания о Суздале, стр. 25. 26. 126.
7* Нижегор. губ. ведом. 1847 г. № 4.
8* Ркп. житие св. Иоанна. Анания о Суздале, стр. 27. 28. 179. 180.
9* Никон. л. IV, 10. Карамз. 5, пр. 137.
10* Ркп. житие св. Иоанна; Анания, стр. 133.
11* Анания о Суздале, стр. 127. 28. 140. Ркп. разговор 1785 г. о древностях Суздаля: «великий святитель и чудотворец Иоанн, епископ Суздальский, иже бысть епископ и Нижнему Новуграду и Городеску, преставися в л. 6882 окт. 15-го, и положены быша святыя мощи его в Суздальской соборной церкви, иже и доныне нетленны пребывают, чудес лучи с верою притекающим источая; память его святая Церковь торжественно празднует м. окт. 15 д.».
12* Анания, стр. 117–150. Стихиры и каноны Иоанну и Феодору Суздальским чудотворцам – в описи Евфимиева монаст. Владимирский сборник, стр. 165. Анания, стр. 132.
13* Анания о Суздале, стр. 144. 145.
14* Суздальский епископ Порфирий в 1751 г. писал в Святейший Синод: «не соблаговолено ли будет освидетельствовать мощи святителей Феодора и Иоанна?» Синод указом 27 авг. 1755 г. отвечал: «понеже святые Феодор и Иоанн были архиереи православные, в Суздальской стране пастырие благочестивии, и по скончании своея жизни пребыли и ныне пребывают нетленны и чрез такое многое время бывыми преемниками и народом были почитаемы и почитаются за святых: то не имея никакого о них сумнительства, вновь свидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании». Анания, стр. 145. 146.