Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание Болгарских мучеников – иноков Зографской обители

Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папой – унией. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан им был указ вводить унию всеми мерами насилия. Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь всё это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки». Особенно сильные протесты заявлялись со стороны Славянских общин: Сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили Славяне. Гордый Михаил сильно раздражён был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнём и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял ещё Турок и Татар. Так, он в 1283 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать Греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на Славян. Ещё под актом 1162 г. подписался «Сѵмеон инъкъ и игумънъ Зографо». Столетием позже в Зографе конечно жили только одни Болгары, считавшие Зограф своим монастырём, как Сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всей злобой своей на Зографцев. Когда предъявлено было Зографцам настойчивое требование принят унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство Зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твёрдые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, не взирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, Зографцы не хотели слышать об унии, считая её нечестием Евангельской веры: твёрдые исповедники, все 26, были сожжены в башне. На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 Зографских иноков, сожжённых папой в монастырской башне 10 октября 1284 г. за православие». По январскому счёту годов это было 10 октября 1283 г. Имп. Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 г. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась перед Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, писала она, ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило её всю... Поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собой: то и царственность моя, вследствие такого решения её, достойно считает их отобщёнными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение: то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность святой Церкви, одобряет и принимает это определение, и никто не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего».

Примечания
1* Пахимера история, стр. 517. 518. СПб. 1862 г.
2* Это послание отыскано о. Порфирием: беседы п. Фотия, стр. 99. СПб. 1864 г.
3* См. октября 30.
4* У Григоровича 93. 89. У поклонника св. Горы, стр. 40. Григорович справедливо полагает, что грамота императора Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединён к Болгарскому зографу (путеш., стр. 93); но всё-таки остаётся неизвестным, кем и когда устроен Зограф для Болгар. Славянские рукописи Зографа у Григоровича, стр. 62–73. У поклонника стр. 327–340. О древнейших монастырях Афона показания актов у Григоровича, стр. 87–90. У поклонника горы 38–40. У Аврамовича (древности, стр. 82) грамота Зографу Болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота Болгарского царя Александра 1342 г.
5* Афонский патерик I, 233. Особое сказание напечат. в книге: рай мысленный, Иверский монаст. 1668 г. Григорович (стр. 97) указывает в Хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела Латинян на Афоне показаны и в послании Прота к велик. князю Василию Васильевичу, писанном 1445 г. (нап. в 9 т. летописи занятий археогр. комиссии, стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твёрдость в вере задушены огнём в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались Латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат чёрные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти Латинян над Цареградом.
6* Поклонник св. Горы, стр. 322.
7* Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: беседы Фотия, стр. 99. 100. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом 1283 г., как сомневались доселе Григорович в путеш. 91 и поклонник горы, стр. 322.