Собор св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных
День этот есть главный из праздников в честь св. Ангелов. Он посвящен св. Архистратигу Михаилу – начало-вождю небесных сил. Ибо Архангел Михаил в Писании называется Архистратиг силы Господни (Нав. 5:14), един от старейшин первых, князь великий (Дан.10:13, 21, 12:1), Михаил и ангели его (Посл. Иер. 12:7). По сказанию предания, сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, и от сего названный Люцифером или светоносным по преимуществу, впал в самолюбие, гордость и злобу, «нисиаде архангельския власти», и увлек за собою множество других духов. Тогда св. Архангел Михаил, как верный служитель Божий, «собрав архангельские лики», не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, «рече: вонмем, и станем добрепред Сотворшим ны: и не помыслим на Сотворшего ны. Тако ко всему ангельскому собору глаголя, нача славити Пресвятую, единосущную, неразделимую Троицу единого Бога, торжественную согласно песнь поюще: свят, свят, свят Господь Саваоф. Таковое убо совокупление св. Ангелов наречеся собор ангельский» и выражает внимание, единомыслие, согласие, соединение, «яко единокупно и единогласно славят Отца и Сына и Святого Духа» (Посл. Иер. 12:7–9).
Михаил и Ангели его, песнославящие Господа, суть и хранители человеков. Господь, приснопокланяемый и славимый св. Ангелами, являя премудрость, благодать, могущество и величие Своего Божества в творении, управлении и искуплении мира, назначил св. Ангелов особенными хранителями человеков; – и Ангела хранителя для каждого из нас. Это смотрение Божие о человеке словом Божиим многократно засвидетельствовано. Патриарх Иаков в явлении ему особенного небесного покровительства видел над собою Господа и Ангелов (Быт. 28:12–15). Благословляя внуков своих, он произнес: Ангел, иже мя избавляет от всех зол, да благословит детища сия (Быт. 28:16). Ангел руководил и охранял полки сынов Израилевых во время их странствования из Египта (Исх. 14:19). Царь-пророк глаголет: Ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя во всех путех Твоих (Пс. 90:11–12). Не вси ли (т. е. Ангелы), говорит Апостол Павел, суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 5:14). И Сам Иисус Христос произнес о смиренных верующих: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). Первые христиане по откровению и опыту знали предстательство о себе честных бесплотных сил, Когда Апостол Петр, чудесно освобожденный Ангелом из темницы, пришел к ученикам своим, они сначала не поверили, что пришедший был сам Петр, но говорили: это Ангел его (Деян. 12:15). На основании священного Писания, Церковь со времен Апостольских ежедневно молит Господа дать нам «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших». В IV веке св. Макарий великий составил молитву Ангелам-хранителям, которую ныне православная Церковь внушает произносить нам, отходящим ко сну. Благочестивые Греческие цари посвящали св. Ангелам-хранителям храмы Божии и с ними города и царства. И наша первопрестольная Москва благочестивыми нашими царями вверена хранению Ангелов, чрез посвящение имени их современного основанию столицы Архангельского кафедрального собора, основанного в 1333 году Калитою, пересозданного в распространенного славным Иоанном III.
Итак в 8 день ноября православная Церковь ежегодно празднует святому Архистратигу Михаилу и купно прочим бесплотным силам, созерцающим и прославляющим непостижимое величие Пресвятой Троицы и охраняющим Церковь воинствующую, между коими Архистратиг Михаил есть и первый хвалитель Бога, и первый хранитель человеков (Дан. 10:13. Посл. Иер. 12:7). Посему осьмый день ноября в просторечии по преимуществу называется Михайлов день, а православная Церковь называет этот день Собором св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, подражая в этом наименовании небесному собору Ангелов, неумолчно песнословящих Господа. «Сему и мы последующе, говорит Пролог, вси восхвалим сей праздник великого Божия Архангела Михаила и с ним всех Ангелов Господних, посылаемых от Него на службу св. угодникам Его и всем верным, благая от него просящим. Того ради собора день сей собор святого Архангела Михаила нарицается».
Установление церковного Собора в честь небесного собора св. Ангелов относится к древним временам Христианства. Ранее IV века и особенно в этом веке в честь Архангела Михаила воздвигаемы были храмы, в коих совершалось в честь его Богослужение и празднование, напр. в Хонах и в главнейших городах Востока – в Никомидии, Антиохии и Византии, и некоторые места, ознаменованные явлением Архангела Михаила, назывались по имени его. Установление настоящего праздника в честь св. Архангела Михаила и прочих бесплотных сил приписывается иными Сильвестру – епископу Римскому IV века, а другими – Александрийскому патриарху Александру, также IV века. Отсюда видно, что празднование Ангелам-хранителям было уже в IV веке в разных местах, и свидетельствует об общем благоговении древних христиан к Ангелам – славителям Господа и невидимым хранителям немощного человека. В V веке Анатолий – патриарх Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин, в IX Георгий Никомидийский, Студит, Византий и также Арсений Константинопольский, Киприан и Ефрем Карийский написали многие священные песни на день Собора в честь св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил.
Месяц ноябрь избран для праздника св. Ангелам-Богохвалителям потому, что этот месяц есть девятый от марта, бывшего некогда началом года, и числом девятый соответствует девяти Ангельским чинам, а осьмый день месяца назначен в отношении ко второму Христову пришествию на землю, день коего от учителей церковных нарицается осьмым. При конце сего мира седмицами дней обращающегося, наступит как бы осьмый день, егда приидет Сыт Человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним (Мф. 25:31).
При Богослужении в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил Церковь прославляет их, как служителей Божественные славы и наставников человеков, и молит св. Ангелов от лица верующих «оградить нас кровом крыл невещественные славы своея и избавить от бед». На всенощном бдении в праздник св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь произносит в паримиях: в первой – о явлении Архистратига силы Господней Иисусу Навину (Нав. 5:13–16), во второй – о явлении Ангела Господня Гедеону (Суд.6:6, 11–24); в третьей – о спадении с небеси денницы (Ис.14). Б Евангелии на всенощном бдении Церковь произносит притчу о пшенице и плевелах, кои в настоящей жизни не исторгаются только ради пшеницы: да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу, и будут расти со пшеницею до жатвы – кончины века, а во время жатвы жатели – Ангели соберут вся соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненную (Мф.13:24–30, 36–43). На литургии чтением Апостола Церковь возвещает о преимуществе Евангелия пред законом Ветхозаветным, данным при Ангелах (Евр. 2:1–13); чтением Евангелия благовествует о спадении с небеси сатаны π о силе имени Иисуса Христа над бесами и власти наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию, данной Апостолам и всем верующим (Лк. 10:17–21).
При Богослужении в день воспоминания чудес и в день Собора св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных Церковь изображает преимущественно духовно-воинственное служение Архистратига Михаила во славу Божию и в защиту верных от искушений и зол. Со времени падения сатаны Архистратиг ведет непрестанную брань с древним змием, который есть диавол, льстяй вселенную (Посл. Иер. 12:7–9). Как воевода бранноподвизающийся, Архистратиг Михаил был некогда особенным заступником и покровителем народа Израильского; «явился, говорит Церковь, предводящ древнего Израиля»; а в книге пророка Даниила написано: се Михаил един от старейшин первых (Дан.10:13, 21), стояй о сынех людей своих (Дан. 12:1). По переходе чрез Иордан Архистратиг Михаил явился Иисусу Навину с обнаженным мечем и открыл ему способы к покорению земли обетованной (Нав. 5:14). По смерти Моисея, отклоняя Израиля от всякаго соблазна и повода к идолослужению, Архистратиг, вопреки козням сатаны (Иуд. 1:9), устроил так, что не уведа никтоже погребения Моисеева (Втор. 34:6). Христианская Православная Церковь признает вообще Архистратига Михаила своим Божественным украшением и мира дольного ограждением и утверждением. Она учит, что св. Архангел Михаил «крепостию Божественною обходит всю землю, от лютых изъимая призывающих Божественное имя его; именует его непостыдным предстателем верных, путеводителем и наказателем заблудших; верует, что он всегда с нами ходит и все сохраняет от всякого диаволя обстояния. Как воитель Божий, Михаил изображаем был древле попирающим ногами Люцифера, держащим десницею копие, с белою на вершине хоругвию, а шуйцею – зеленую финиковую ветвь, как знамение победы».