Святых мучеников Галактиона и Епистимы
Галактион был единственный сын богатых родителей, живших в городе Емесе в Сирии, в царствование Римского императора Декия. Это были язычники, но вероятно, по жизни своей, достойные особенного избрания и благословения Божия, которое выразилось в даровании им сына после того, как они, быв долго в супружестве, не имели детей и сильно скорбели об этом лишении. – В таком состоянии посетил их однажды христианский священник, именем Онуфрий, пришедший к ним в дом под видом нищего. Вступив в разговор с будущею матерью Галактиона, которая приветливо приняла его, он узнал от нее между прочим о том, что составляло предмет ее постоянного огорчения и желаний.
– Огорчение твое может исчезнуть и желание твое заветное может исполниться, – сказал старец, выслушав добрую женщину, которая простодушно сообщила ему свои задушевные впечатления, – если ты будешь молиться истинному Богу, Который один властен исполнить все по молитве прибегающих к Нему с верою... И, объяснив ей, как бессмысленны и напрасны упования язычников на их ложных богов, старец просветил ее познанием истинного Бога Иисуса Христа.
С горячностию восприняла темная язычница утешительное верование в благого и всемогущего Христа; немедленно, пока тайно от мужа, приняла св. крещение и с тех пор всю силу своей души изливала в пламенной молитве Богу – Творцу всех миров и человека. – И Богу угодны были молитвы новопросвещенной, и Он благословил ее дарованием ей сына. Иногда, после рождения его, отец пожелал принести благодарственную жертву богам, то жена решилась объяснить ему ложность богов, рассказала ему о том, как она пришла к познанию истинного Бога, и Бог помог ей просветить своего мужа христианскою истиною. Уверовав во Христа, он также принял крещение от пресвитера Онуфрия, и с тех пор в доме их установилось истинное христианское благочестие. Ревностно старались родители воспитать и сына их христианином, и святые старания их увенчались блаженным успехом. Галактион возрос в отчуждении от всяких земных пристрастий и, достигнув юношеского возраста, отличался смирением и чистотою душевною.
Когда ему было 24 года, он, по желанию родителей своих, был обручен с девицею из семейства язычников, по имени Епистимою. Полюбив ее, Галактион поспешил доставить ей величайшее счастие – узнать Христа и полюбить Его выше всего. Посвящая постепенно свою прекрасную душою невесту в познание Божественного учения, Галактион успел представить ей во всем блеске красоту христианского понятия о девстве, успел довести ее до постижения той высоты, на которой стоят те, к кому, не принуждая и не обязывая, обращается слово Апостола: «могущий вместить да вместит»...
Епистима всею душою восприняла христианство. Галактион сам крестил ее и вместе с нею – одного из слуг своего тестя, по имени Евтолмия, которого он также успел привести к вере.
После того, убежденная своим женихом, что для христиан не существует разлуки, но – вечное соединение в блаженном царстве Бога Отца, Епистима склонилась и на желание его – вместо брака посвятить себя им обоим иноческой жизни. Тогда скрылись они на пустынной горе Публион, близ Синая, и поселились: Галактион – в мужской общине, а Епистима – в женской, отстоящих одна от другой не на далеком расстоянии, где и предались они всецело служению Богу. Так и жили они, не видясь друг с другом, но не разрывая духовной связи, соединявшей их, которая, впрочем, не замедлила превратиться в общение вечное в ином мире...
Правитель той страны, узнав о монастырях на горе Публион и о скрывающихся в них христианах, которых гнали и преследовали по указу Декия, послал воинов захватить их всех. Поспешили скрыться в пустынях иноки и инокини... Остался в своей келии Галактион, и воины застали его погруженным в чтение св. Писания; они взяли его и привели к правителю. Узнав о том, Епистима умолила игумению отпустить ее, чтобы вместе с обрученным претерпеть мучения за Христа и предстать соединенными пред лице Того, ради Которого они расстались на земле...
Обрадовался Галактион решению Епистимы и возбуждал в ней мужество для предстоящего подвига.
Сделав допрос Галактиону и убедившись в твердости его христианского исповедания, правитель велел истязать его побоями. Тогда неустрашимо стала укорять правителя Епистима за то, что он с такою жестокостию мучает невинного. Истязания были ответом доблестной христианке; она переносила их, славя Бога. Многие, пораженные ее величием в страдании, уверовали в ее Бога... Еще более раздраженный этим правитель изощрил испытания христиан: он велел вбить им под ногти рук и ног острые спицы и потом отрубить им руки и ноги. Мученики же с непоколебимым терпением переносили пытки, продолжая славословить своего Бога. Тогда вырваны у них были языки...
Наконец, обезглавлением положен предел их мученическому подвигу и – начало их вечному и блаженному успокоению в царстве Божественной любви...
Евтолмий инок, бывший слуга родителей Епистимы, взял тайно останки мучеников и, положив их в драгоценный сосуд, сделал предметом общего чествования. Он же написал и житие мучеников Галактиона и Епистимы, в котором говорит о себе, как о свидетеле и сожителе святых.