Святого Прокла, архиепископа Константинопольского
Прокл, один из любимых учеников св. Иоанна Златоуста, с молодых лет ревностно старался об образовании ума и сердца своего, и богатыми плодами увенчались эти его святые старания! Пройдя различные степени священнослужения, в 426 г. был он рукоположен патриархом Сисинием во епископа Кизического, но так как граждане Кизика избрали себе другого епископа, то Прокл остался в Константинополе и приобрел большую известность, проповедуя слово Божие, с позволения патриарха, в церквах. Таким образом с кафедры обличил он торжественно, убедительно и красноречиво лжеучение Нестория (бывшего тогда архиепископом Константинопольским), который проповедовал против Божества Иисуса Христа, уверяя, что родившийся от св. Девы Марии не есть воплотившийся Бог, но – простой человек...
По низложении и изгнании Нестория в 431 г., хотя многие желали возведения на его место Прокла, но посвящен был старец Максимиан, и только по смерти его, в 434 г., Прокл наименован был архиепископом Константинопольским. Он ревностно старался о примирении церквей, волнуемых в то время различными ересями, и управлял своею паствою в духе кротости и с великою любовию. В 438 г., при его содействии, были торжественно перенесены в Константинополь мощи его великого учителя – Иоанна Златоуста. – При нем в 439 г., после страшного землетрясения, разрушившего много храмов и других зданий в Константинополе, была введена в употребление при ежедневном Богослужении чудная по происхождению священная песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас!»
Блаженный Прокл скончался осенью 446 года. После него остались сочинения, пользовавшиеся уважением. Из них особенно было много Слов, между которыми замечательны 2 слова в похвалу Божией Матери и 4 слова на Рождество Христово, в которых он поучает о Лице Иисуса Христа – в посрамление еретикам, в наставление могущим увлечься еретическими учениями, отвергавшими, между прочим, воплощение Бога Слова.
Во 2-м слове на Рождество Христово св. Прокл говорит о христианских праздниках: «частые и разные торжества празднеств служат утешением для человеческой жизни: они печальную тяжесть жизни обращают в веселие. Как вытерпевшие бедствия бурного морского плавания радуются пристани, как надежной защите жизни, так и всякий, когда после беспокойств от занятий каждого дня наступает праздничный день, радуется ему, как дню покоя от забот, как свободе от трудов». Сравнивая эти дни с праздниками и у иудеев и язычников, не высокими по предмету, Прокл продолжает: «но праздники христиан – священны и чудны, – источники спасения. Первый наш праздник проповедует о нисшествии Бога к людям. Следующий за ним изображает освящение вод и начало крещения. Третий благовествует погибель смерти, торжество креста, дар воскресения, свободу отцов. Четвертый возглашает о восшествии. Первенца нашего на небо и сидении одесную Бога Отца. Пятый трубит о нисшествии Св. Духа, об обильной росе благодати. Вот праздники, которые сотворил нам Господь, – возрадуемся и возвеселимся в них»!