† Память о св. Викторине, епископе и мученике Патавском
Патава, место кафедры св. Викторина, находилась на реке Дрине, на самой границе Паннонии с Норикою, среди поселений Славянских. Так и ныне Петтау в Штирии, стране Славянцев.
Блаженный Иероним писал: «Викторин, епископ Петавский, не так хорошо знал по Латыни, как по Гречески. Потому сочинения его, важные по мыслям, по строю слов кажутся не богатыми (viliora). Сочинения его – следующие: комментарии на Бытие, на Исход, на Левит, на Исаию, на Езекииля, на Аввакума, на Екклезиаста, на Песнь песней, на Апокалипсис Иоанна, против всех ересей, и многое другое. Наконец увенчался он мученичеством».
При другом случае блаж. Иероним, поставляя св. Викторина между «столпами Церкви», говорит: «мученик Викторин одобряет тем простоту свою, что не мыслит ни на кого зла; он может сказать с Апостолом: хотя не искусен я в слове, но не в ведении».
Мученическая кончина св. святителя последовала в гонение Диоклитиана и вероятно в 303 г..
Если по словам Иеронима Викторин лучше знал по Гречески, чем по Латыни, то это значит, что он не был природным Латинянином; а что он не был Греком, показывает имя его. В отрывке из толкования его, как и в замечаниях на Апокалипсис, не только нет чистоты Латинского языка, а попадаются и грамматические неправильности. Итак, самые сочинения говорят, что св. Викторин не был Латинянин, а был уроженец Славянской страны и природный Славянин.
По мыслям сочинения Викторина важны, говорил Иероним. Выслушаем сохранившееся размышление его о устройстве мира; оно познакомит и с некоторыми местными обыкновениями христианскими того времени.
«Размышляя об устройстве мира, где живем мы, останавливаюсь на скорости устройства его, показанной Моисеем в его книге Бытия. Всю эту громаду устроил Бог в шесть дней, украсив ее знамениями величия Своего, а седьмой день освятил благословением покоя. Так как по сему известию седмеричным числом дней управляется земное и небесное, то сею седмерицею измерю отношение всех седмиц и постараюсь, сколько могу, объяснить деятельность Божественной силы».
«Вначале сотворил Бог свет и разделил его на двенадцать часов дня и ночи; это с тем, чтобы день, полный трудов людских, заменялся покоем ночи и затем опять был день; так труд облегчаться должен покоем ночи – и покой должен умеряться занятием дня. В четвертый день сотворил два светила на небе, большое и малое, чтобы одно служило днем, а другое ночью, – солнце и луну и прочие звезды поставил на небе, чтобы светили земле и разделяли времена, годы, месяцы, дни и часы стояниями.
«Спрашивается, почему в этот день, называемый четвертым, должны мы поститься до девятого часа или до вечера, или даже продолжать пост до следующего дня?... Человек Христос Иисус, Он же и виновник всего, в четвертый день (в среду) был взят нечестивыми. Ради того плена и для величия дел Его для времени столько спасительного людям, столько плодоносного и благотворного, совершаем мы усугубление поста.
«В пятый день земля и вода выставили свои порождения. В шестой день создано то, чего еще недоставало; Бог создал человека из земли, владыку тварей, какие живут на земле и в воде. При том прежде сотворил ангелов и архангелов, потом человека, давая преимущество духовному пред земным. Прежде создан свет, потом земля. День шестой называется параскеви, приготовлением земли к царству. Введена порча Адамом, которого создал Он по образу и подобию Своему. Прочие дела совершены прежде, чем сотворил ангелов и образовал человека, дабы не думали, что они были помощниками. – В этот день ради страданий Господа нашего Иисуса Христа совершаем стояние пред Богом или пост.
«В седьмой день Бог успокоился от всех дел Своих и благословил его и освятил. В этот день имеем обыкновение отлагать (вкушение пищи) для того, чтобы в день Господень приступить с благодарением к хлебу. В пяток назначается отложение (пищи) для того, чтобы не казалось, будто с Иудеями отправляем субботу: Сам Господь субботы говорит чрез пророков Своих, что ненавидит субботы их душа Его (Ос. 6:3), и уничтожил Он субботу плотию Своею, а еще прежде повелел Моисею, чтобы обрезание не переходило на осьмой день, когда придется оно в субботу... И Иисус Навин, преемник Моисея, также нарушил субботу, – ибо в день субботний повелел сынам Израиля обходить стены Иерихона с звуком труб и объявить войну иноплеменным. Маттафия, вождь Иудейский, также нарушил покой субботы, ибо умертвил в субботу военачальника Антиоха, царя Сирского. И Давид с своими товарищами нарушил субботу, как читаем у Матфея XII, 3 (Мф. 12:3). Так должна быть истинная и праведная суббота в седьмое тысячелетие. Господь назначил для тех седьми дней по тысяче лет на каждый». Выставив затем примеры важного значения седмеричного числа, продолжает: «виновник всего творения Иисус праведный. Он называется Словом... Сие Слово, когда создало свет, называется Мудростию; когда – небо, – Разумом, когда землю и море, – Советом; когда образовало человека, – Благочестием... Кто, наученный закону Божию, полный Духа Святого, не изумляется душою, что ангел Гавриил благовествовал Деве Марии в тот ясе день, в который змей прельстил Еву, – в тот же Святой Дух осенил Деву Марию, в который создан свет; жил Он во плоти в такие же дни, в какие созданы земля и вода?.. Пред Иудеями доказал Он человечество Свое, когда алчет, жаждет, принимает пищу и питье, когда ходит и удаляется, когда спит, когда ходит ногами по бурной воде и повелевает ветрам, исцеляет больных, выправляет хромых, возвращает зрение слепым и слух глухим».