Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. Апостола и Евангелиста Матфея

Св. апостол и Евангелист Матфей принадлежит к числу 12-ти Апостолов и в Писании называется также Левий (Лк. 5:27). Он есть брат св. Апостола Иакова Алфеева и, до призвания своего в Апостольство, был Галилейский мытарь, т. е. сборщик податей (Лк. 5:27. Mк.2:14). Господь узрел его седяща на лестнице, и призвал: по Мне гряди, и, востав, по Нем иде. Оставив все, он пошел за Господом и сделал для Господа в доме своем учреждение велие, т. е. угощение; великое множество мытарей и других, близких Матфею по родству в занятиям, возлежали с Иисусом Христом за трапезою. Господь окружен был тогда совозлежащими Ему учениками, и потом, ближе всех, мытарями и грешниками: это, может быть, оскорбило книжников и фарисеев, и они начали упрекать учеников за Учителя, говоря: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? Упрек сей услышал Сам Спаситель и кротко ответил фарисеям: не требуют здравии врача, но болящии. Шедше научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы. Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние. Фарисеи замолчали, но тогда же отозвались ученики Иоанна Крестителя, здесь бывшие, и предложили Самому Господу новый вопрос: почему ученики Его не постятся, тогда как они сами и фарисеи постятся много? Ответил и сим совопросникам Спаситель и открыл им в притче, что теперь не время поститься ученикам Его; они еще не приготовлены к истинному посту: еда могут сынове брачнии плакати, елико время с ними есть жених? приидут же дние, егда отнимется от них жених, и тогда постятся. Никто же бо приставляет приставления плата небелена ризе ветсе: возмет бо кончину свою от ризы, и горша дира будет и проч. (Мф. 9:10–16). С тех пор св. Матфей, вместе с другими учениками Господа Иисуса, пребывал с Ним неотлучно; но в Евангелии ничего более не говорится о Матфее.

Св. Апостола и Евангелиста Матфея

По сошествии Св. Духа, Апостол Матфей проповедал Евангелие, как и все 12 Апостолов (Деян. 6:2), Евреям в Иудее. Здесь, по сказанию Евсевия, св. Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, чрез 8 лет по вознесении Господа и ранее прочих Евангелистов, Матфей написал Евангелие к уверовавшим Евреям Палестинским на их языке для того, чтобы, по удалении его, Евангелие могло заменить им его отсутствие, и передал свое Евангелие Иакову, брату Господню по плоти. Греческий перевод этого Евангелия, имеющий достоинство, равное подлиннику, сделан, по сказанию преданий, одним из Апостолов – св. Апостолом Иаковом или Иоанном Богословом. Bo II веке Пантен, с проповедию слова Божия ходивший к восточным народам, нашел Евангелие от Матфея, написанное по еврейски у христиан Индии; оно известно было в IV веке. По словам Оригена, писателя III века, Иеронима, Епифания – IV века, и по сказанию Софрония Иерусалимского, жившего в VII веке, приложенному в предисловии к Евангелию от Матфея, подлинник хранился еще в их время и именно в библиотеке Кессарийской, устроенной в III веке мучеником Памфилом. Евангелие от Матфея благовествует, главным образом, о том, что Иисус Христос есть обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Вне Палестины Ап. Матфей, по сказанию Евсевия, Дорофея, Сократа, Никифора и других, путешествовал для проповеди слова Божия в Сирию, Мидию, Персию, Ларфт, Азиатскую Ефиопию или Индию, и здесь великие Апостольские труды свои запечатлел мученическою смертию за слово Божие. В Ефиопии укрепляемый благодатию Господа Иисуса, Ап. Матфей предстал с Евангелием самому дикому и зверообразному племени антропофагов (людоедов). Повествуют, что Господь явился ему тогда в образе прекрасного юноши, с жезлом в деснице, и, подав мир Апостолу, вручил ему жезл и повелел посадить его в землю пред дверьми недавно устроенной церкви. Посаженный жезл укоренился, возрос в огромное дерево и принес несравненные, по красоте и сладости, плоды; а от корня его произошел источник самой чистой воды, которая измывала нечистоту и безобразие лиц человеческих. Это, без сомнения, символы всеочищающей воды благодатного крещения христианского, которые принес к дикому племени св. Апостол и Евангелист. Он имел там утешительные успехи во благовестии Христовом; скоро рукоположил в город Мирмены епископа Платона, а сам, пребывая в уединении, непрестанно молился об обращении всего племени ко Христу. Исцелив одержимых беснованием в семействе князя страны – Фульвиана, Евангелист сначала привлек к себе его удивление и почтение; потом обратил на себя всю силу гнева его, когда народ стал усердно слушать спасительную проповедь Апостола и обращаться к истинному Богу от скверн идолослужения. Благовестнику Христову уготовали страшную казнь: распростерти тело его и пригвоздивши руки и ноги к земле, обложили его всего горючими веществами и зажгли их. Пламень опалил вокруг стоящих, растопил идолов, поставленных пред мучеником, но не повредил тела св. Апостола. Князь, объятый изумлением и ужасом, хотел уже с честию извести Апостола из огня, но св. Матфей, совершив последнюю молитву, предал душу свою в руце Божии, около 60-ти лет после Р. Хр. В непродолжительное после того время сам Фульвиан отрекся от своей власти и принял крещение и имя Матфея в честь и славу св. Апостола. По смерти Платона, Фульвиан избран и посвящен был во епископа и сделался ревностным проповедником Евангелия, стараясь довершить то, что начал сам Апостол, и подражая ему в подвигах» молитвы, терпения и усердия к вере Христовой. Скончавшись, он сам присоединился к лику святых Божиих и вместе со св. Евангелистом Матфеем предстоит и ныне престолу Божию, моля о нас грешных, прибегающих к их заступлению и ходатайству.

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. Ап. и Ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь, прославляя Ев. Матфея, как благовестника, между прочим восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный».