Св. мученика Милеса (Милия) и других с ним
Уроженец области Рахизийской, он в юных летах поступил в военную службу и находился при царском дворе; но скоро оставил службу, принял христианскую веру и стал изучать священные книги. Спустя несколько времени, он оставил место своего научного образования, Бет-Лапет (в 80 верстах от Испагана) в стране Гузитов, и прибыл в Сузу, в стране Еламской, где и священствовал, а потом и епископствовал, посвященный епископом Бет-Лапетским (впоследствии пострадавшим вместе с Симеоном). Три года пробыл он на кафедре, но его ревность к просвещению язычников не имела успехов. В борьбе с магами и закоренелыми язычниками он подвергался даже грубым оскорблениям; наконец, раздраженная толпа избила его, влачила по городским улицам и полумертвого бросила за городом. Это вынудило его оставпть Сузу и искать другого места для своей деятельности. Но прежде чем ушел, он предрек гибель городу, сказавши: «так как не захотел ты устрояться и украшаться в мире, то неожиданно рукою врага найдет на тебя гибель и внезапное разрушение. Твои дворцы падут и насельники твои будут рассеяны». И едва прошло три месяца, как Сапор сведал о заговоре против него знатных Еламитян, послал войско с тремя стами слонов и разрушил город до основания, а страну обратил в пустыню, так что еще в пятом веке, когда писал Маруфа, мало там было возделанной земли.
Милес отправился на богомолье в Иерусалим, откуда, после двухлетнего там пребывания, странствовал в Александрию Египетскую и посетил монахов Нитрийской пустыни, где, как известно, и современник Милеса, Ефрем Сирин, прожил семь лет. После пятилетнего странствования прибыл он в гор. Низибис к тамошнему епископу Иакову святому и у него пробыл довольное время. Из благодарности за гостеприимство Милес из Адиаба, куда отправился, выслал Иакову не незначительный подарок – шелку для его домашних нужд и вместе сообщил известие о церковном раздоре в Селевкии-Ктезифоне по случаю притязаний жившего там предшественника Симеонова, Папы (Papa), епископа, на власть в Церкви (а Папа отказался было от кафедры в 324 году). Это происходило в 334 году. По сему случаю происходил собор в Селевкии-Втезифоне, на котором присутствовал и Милес; осужденный Папа умер в следующем году (335). Из Ктезифона Милес отправился в область Майзан (в Вавилонии, при владении Тигра в Персидский залив) и там жил в пустыне близ одного монаха, повсюду распространяя свет веры и утверждая благочестие. Наконец, он воротился на родину, в область Рахизитов, и обратил там многих ко Христу, чем навлек на себя ненависть правителя области, Гормизды Гуфриза. Последний ожидал только случая отстранить человека, имевшего сильное нравственное влияние на народ, и потому, когда вышел царский указ о преследовании учителей христианских, велел заключить в тюрьму Милеса и его сотрудников, священника Абросима и диакона Сину. Предать их обыкновенному суду гордый правитель считал лишним; он хотел лично решить участь их. Однажды вместе с братом своим выехал он в горы на охоту и велел представить себе туда исповедников веры. Когда они были приведены, то Гормизда насмешливо спросил Милеса: «Бог ли ты, или человек? Дай свидетельство о твоей вере и твоем учении», – и заключил словами: «а если не объяснишь того, за что ты схвачен, то я велю отрубить тебе голову, как дикому зверю». Милес небоязненно отвечал: «я – человек, моя вера – истинная, и я не стану из-за лживых речей твоих защищать ее. Мое учение чисто, и для твоего нечистого слуха я не буду раскрывать его, но скажу тебе истину. Горе тебе, безбожный злодей, и всем, подобно тебе, оскорбляющим Бога! По правде Своей Он в будущем веке осудит вас на геенну и тамошний мрак, и вы будете вечно мучиться плачем и скрежетом зубов, потому что не знаете Подавшего вам сии блага, коими славитесь и утешаетесь». Раздраженный противоречием Гормизда вскочил и пронзил мечем плечо Милесу, так что меч прошел насквозь; объятый таким же бешенством, брат Гормизды, Нерсес, извлек свой меч и ускорил смерть исповедника Христова. Но прежде чем испустить дух, Милес предсказал обоим братьям близкое и неминуемое наказание от Бога за пролитие невинной крови. Б то же время Гормизда приказал своей прислуге побить Абросима и Сину. Гнев Божий не замедлил постигнуть беззаконных; на утро следующего дня оба брата, преследуя оленя, случайно поразили друг друга и таким образом скончались. Кончина исповедников Христовых последовала 13-го ноября 344 г., то есть месяцев чрез семь после издания помянутого указа Сапорова.