Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преп. Серапиона Синдонита, жившего в V-м веке в Египте

«Потому узнают все, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

«Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё: как пребывает в том любовь Божия?» (Ин. 3:17.)

Ни одно из слов, заповеданных Божественным Учителем, не невозможно для исполнения, – и как ни трудно осуществимы некоторые из них, всё же встречаются примеры, подтверждающие, что и самое трудное – исполнимо для истинных последователей Слова Божия. Нестяжательность, и сострадание, и полная любви забота о ближнем проявились, например, в такой крайней степени у инока Серапиона, память которого чествуется сегодня, что после того никто не может извинять себя, если отказывается поделиться с неимущим хотя от избытка своего...

Инок Серапион, избравший путь странничества (он переходил с места на место по Египту, Елладе, Италии), достиг того, что не имел привязанности ни к какому земному предмету. Ещё в молодости роздал он имение своё нищим, оставив себе лишь одежду да Евангелие, и, бесприютно скитаясь, не имел даже постоянного жилища, к которому бы он мог привязаться. Таким образом, ещё существуя в земной оболочке, расторг он все узы, которые могли бы его прикреплять к земле...

Однажды на пути в Александрию встретил Серапион нищего, который дрожал от холода.

– Вот, я почитаю себя постником и прикрыт одеждой – подумал он, смотря на скудные лохмотья нищего, – а этот раб Христов терпит холод... Если бедный человек замёрзнет, то, по правде, это я буду его убийцей... И, сняв с себя одежду, он отдал её нищему, а сам, обнажённый, сидел на распутье, держа в руках последнее своё достояние – Евангелие...

– Отец Серапион, кто тебя обнажил? – спросил его один знакомый, проходивший мимо.

– Вот эта книга меня обнажила... – отвечал преподобный, указывая на Евангелие.

Потом он встретил человека, которого вели за долг в темницу. Не имея средств выкупить его, Серапион продал Евангелие и заплатил долг за того человека. Когда он возвратился в хижину, где пребывал временно, ученик спросил его: «Где же твоя одежда?»

– Я отослал её туда, откуда вместо неё подаётся лучшая... – отвечал Серапион.

– А где Евангелие?

– Оно мне постоянно говорило; продай имение твоё и раздай деньги нищим... Вот я и продал его и отдал деньги требующему...

По этим проявлениям Божьего человека, сохранившимся в памяти у людей, можно судить, что это был истинный, высокий в простоте своей – исполнитель слова Божия, и что возможное для одного не может быть невозможным, особенно же – в менее крайнем проявлении – для других.

Но отрешённый от земной жизни полнейшим беспристрастием к каким-либо благам земным, Серапион был связан с людьми любовью к ним, той любовью, которая на земле есть начало вечного рая; любовью, спасающею души людей, под покровом которой все люди составляют единое (духовное, бессмертное) тело в Единородном Сыне Божием (1 Кор. 12:27). Вразумление заблуждающихся было делом встречавшегося постоянно на своём странническом пути с заблуждениями человеческими. Для достижения этой цели Серапион не отступил и перед продажей своей свободы и самоотверженно жертвовал этим благом, не располагая больше никаким другим. Так, придя в Лакедемон, он узнал, что один человек, ведущий вообще добродетельную жизнь, держится опасной ереси. Преподобный продал ему себя в рабство и в течение двухлетнего пребывания у него в доме успел своей святой жизнью обратить его со всем его семейством к православию. В другой раз Серапион подобным же образом, поступив рабом в дом одного Эллинского комедианта – язычника, обратил его к Христу со всем его семейством. Он скончался в глубокой старости – в пустыне Египетской. Синдонитом назван, как полагают, потому, что не носил ничего кроме синдона – одежды льняной.