Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Память блаженного Иова, в схиме Иисуса

«Честна пред Господом смерть преподобных Его!» (Пс. 115:6). – В глубокой старости тихо и мирно скончался блаженный Иов, сказав перед кончиной, как бы уже проницая духовным взором своим блаженство, предстоящее ему в высшем мире: – «благословен Бог отцов наших! Если так, то не боюсь, но в радости отхожу от мира!»

В этой смерти – отражение всей жизни блаженного. Величественно проста в своей высоте была как та, так и другая. В мире – священник Иоанн, он был не только на высоте своего призвания, но исполнял сверх того и иноческое молитвенное правило и, быв ещё в мире, был уже как бы монахом. Строго постился, уединялся в своей комнате, где в коленопреклонённой молитве часто молился всю ночь до рассвета, обыкновенно со слезами взывая: помилуй мя, Господи! пощади мя, Господи! и т. п. – Частные отношения его к людям были совершенно исключительные. С любовью принимал он всех приходивших к нему и с полным участием беседовал со всяким, применяя разговор свой к положению, званию и состоянию всякого. Он любил и сам посещать своих друзей и знакомых, иногда неожиданно являлся куда-либо в дом – не званный – и всегда с какою-нибудь благодетельною целью. Поэтому все с радостью принимали его и слушали его поучения. Если ему нечаянно доводилось оскорбить кого-нибудь, то он немедленно просил прощения у оскорблённого.

Иногда приходил о. Иоанн в дом к простым людям в виде частного лица, в одежде мирянина, и, беседуя таким образом с бедными, легче узнавал он о домашней нужде их и оказывал им посильную помощь, обращая при этом главное внимание на их мысли и чувства, которые не оставлял без утешения и наставления. – Его же дом был всегда открыт для бедных; усадив их за трапезу, он сам садился среди них и, как добрый отец, отрадно беседовал с ними и, отпуская их, наделял, чем мог. Подвергался ли кто-нибудь разорению от пожара, от неурожая, все знали, что у сострадательного о. Иоанна найдут необходимую помощь. – Пользуясь уважением и со стороны высокопоставленных лиц, он успешно ходатайствовал перед ними за обиженных и невинно-страдающих.

Тяготился добрый пастырь человеческою славой, но не могла укрыться от неё его добродетельная жизнь. Царь Пётр I, услыхав о нём, призвал его для священнослужения в придворной церкви и пожелал иметь его духовником своим и членом царствующего дома. Пользуясь влиянием своим при дворе, о. Иоанн радовался, что это предоставляет ему ещё более средств быть полезным бедствующим и заступником притеснённых. – В особенности сострадал он заключённым в темницах за преступления и долги. С участием посещал их и, изведывая при этом их совесть, оказывал на преступников благотворное влияние, а содержащимся за долги помогал в уплате долга.

Но чем светоноснее становилась деятельность истинного пастыря христианского, тем более стремилась омрачить её клевета людская. Даже посещение им темниц подвергалось пересудам, и тогда он на некоторое время решился прекратить посещение темниц, не прекращая впрочем благотворений своих посредством доверенных лиц. Вообще, кроме церковных служб, о. Иоанн решился никуда не выходить из дома и остаток дней своих посвятить Богомыслию. Нуждавшиеся же в его помощи или совете обращались к нему письменно, и он не тяготился отзываться ни на какое обращение. Таким образом среди постоянных, Богоугодных трудов, достиг праведный Иоанн до преклонного возраста. Тогда – неожиданно настал для него час испытания. В 1701 г., по ложному доносу в сношениях с известным фанатиком Григорием Талицким царский духовник был сослан в Соловецкий монастырь, где и пострижен 3-го апреля с именем Иова и отдан на послушание опытному старцу...

После многих испытаний старец Иов был освобождён от послушания и уединился в безмолвии в своей келье; здесь постоянно молился он Иисусовой молитвой, занимался чтением св. Евангелия, Апостола, Псалтири, жития преподобных Савватия и Зосимы и рукоделием. Пищи он мало принимал от братской трапезы, а особо для себя не готовил ничего. Снова слава об его святой жизни дошла до Петра Великого и, удостоверясь в бывшей на него клевете, царь снова пожелал приблизить его к себе, но Иов просил позволить ему остаться в обители. После этого, желая ещё большего безмолвия, он переселился на жительство в Анзерский скит. Здесь с новым рвением предался он иноческим подвигам и вскоре, по смерти Анзерского строителя, был назначен настоятелем этого скита.

На новом поприще служения священноинок Иов умножил свои труды и подвиги. Братство при нём стало умножаться и в скором времени достигло числа 30-ти.

Всех вообще, и особенно новоначальных иноков, о. Иов поучал смиренному послушанию Богу и начальникам, считая послушание первой добродетелью, без которой не может быть спасения; заботился также о том, чтобы они постоянно были в труде; посещал больных, сам служил им, омывая и перевязывая их раны собственными руками, и недуги их нередко молитвой своей исцелял.

В 1710 г. за строгую подвижническую жизнь удостоен был пострижения в схиму с именем Иисуса, Израильского вождя.

Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места ради безмолвия, и также часто ходил к пустынножителям для духовной беседы. Однажды, пребывая в келье, предоставленной ему одним пустынножителем Паисием, жившим при горе, назыв. Голгофой, он ночью долго читал псалмы и молился. Когда же, утомлённый, он задремал, то увидел во сне – среди необыкновенного света, озарившего келью, Божию Матерь и преподобного Елеазара Анзерского; Божия Матерь сказала ему, что на горе Голгофе будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа, и учредится скит, и соберутся иноки для прославления имени Божьего...

Почувствовав радость от сновидения этого, принимая его как благословение Божие, старец Иов предпринял с этой минуты учреждение новой киновии на Голгофской горе. Он переселился на жительство на гору Голгофу и вскоре, с помощью учеников своих, основал Голгофо-Распятный скит на Анзерском острове. Скоро братии собралось тут до 20-ти человек; каждый из них должен был сам устроить келью для себя; пустынники же жили в уединённых местах под ведением схимника Иисуса и приходили в скит каждое воскресенье для присутствия при Божественной службе и для исповеди перед старцем. Тут жили все эти подвижники в подвигах духовных и в трудах телесных. Сам старец Иисус, в пример другим, нередко рубил дрова, носил на гору воду для поварни, в пекарне растворял тесто для хлеба. – В келье в свободное время он постоянно занимался рукоделием; вырученные за труд деньги употреблял на церковь, на нужды братии и на милостыню.

Так прошли годы, и старец стал чувствовать приближение смерти. Он сосредоточил тогда всю заботу свою на приготовлении к жизни загробной; смиренная душа его возбуждала себя к покаянию: «душе моя, душе моя, восстани! что спиши? конец приближается, и имаши смутитися» ... Всю жизнь свою угождавший Богу трепетал, как бы не угодивший...

Между тем, Господь, удостоивший его и прежде особенных откровений, не утаил от него теперь и времени его кончины. Задолго до смерти он сказал братии, что смерть его последует в воскресный день до восхода солнца. Так и сбылось. И в предсмертные минуты он весь исполнен был необыкновенной радости, которая доказывала, что он готов был перейти в вечность... И вечность наступила для него. Пожив на земле подобно ангелу, бестрепетно отошёл он продолжать своё ангельское житие перед лицом Живущего во свете неприступном...