Преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского монастыря
«Ещё в юности возложив крест на рамена свои», преподобный отрешился от всех сладостей мира и, предавшись иноческим трудам, скоро превзошёл всех строгой жизнью и добродетелями. Впоследствии был посвящён в сан пресвитера и игумена Пеликитской обители в Малой Азии, близ Геллеспонта.
В царствование императора Константина Копронима Иларион потерпел гонение за почитание икон (и скончался около 754 г.). Он называется новым – в отличие от Илариона Далматского, также исповедника, потерпевшего гонение при Льве Армянине. – Преподобный Иосиф песнописец прославляет Илариона в следующих выражениях: «Честна твоя явися перед Богом смерть, Отче Священнейший, Того бо почтил еси икону и гонение претерпел еси, оскорбляем от мучителей, преподобне, мученик в сем показуяся!» (3-й. тропарь 8-ой песни).
Касаясь письменных наставлений Илариона, песнописец прибавляет: «Сказание словес Божественных творя, разум Божественный, Отче, оттуда почерпал еси, всем же предал еси благочестие». «Слово твое происходит якоже роса, отгоняя зной уныния, преподобне» (2-й тропарь 4-ой песни и 2-й тропарь 7-ой песни).
Между прочими письменными наставлениями Илариона сохранилось известным послание его, озаглавленное: «К старейшему брату моему и рабу Христову аз убогий и мний Иларион, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе. Все, отрекшиеся мира сего, приемше иноческий образ и вземше на рамо крест Христов, нарекшеся преемниками Апостолам! Возлюбим нравы тех, которых образ носим, последуем тем, которых учениками нарицаемся, возненавидим земное, по примеру отцев наших. Приидите, вопросим самовидца и слугу Слова Божия, любимого ученика Христова, возлегшего на перси Господни и почерпавшего тамо мудрость; приидите, мятущиеся среди земных вещей, приидите, двоедушные, не отвергшиеся мира и присвояющие жизнь вечную: приидите, вопросим Иоанна Девственника, и он возвестит полезное. Глаголи нам, глаголи, Иоанне Богослове, что сотворим, да спасемся? Какими хитростями можем избавиться муки и обрести жизнь вечную? Хочется нам Царствия Небесного, но правда-ли, что хощем? не видно; мы увлекаемся любовью к миру; любим золото, собираем имение, любим дома светлые, любим славу, честь, красоту; и это очевидно для каждого. Поведай же нам истину, Апостоле, разбери спор наш, примири нас, да будем единомысленны; богатые между нами иноки укоряют нищих, нищие осуждают богатых. Отвечай нам, красота Апостолов, Иоанне, отвечай нам, громогласные уста. И вот возглашает он: – «Аз, яко слышах и видех у Самого Слова Божия, тако же и проповедаю; не любите мира, ни яже в мире; аще бо кто любит мир сей, несть любви Отчей в нем».
(Об Иларионе исповеднике см. «Учение об Отц. Церкви» Фил., архиеп. Черниг. Часть III, § 258, стр. 191–193).