Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Страдание св. Паннонцев: Иринея, епископа Сремского, Евсевия епископа и Пуллия чтеца Кивальских

 Страдание св. Паннонцев Иринея, епископа Сремского, Евсевия епископа и Пуллия чтеца Кивальских

Хотя Славянская жупания и Словенцы (Ретийцы) с Нориной при Августе порабощены были Римлянами, но покорённые Славяне, за исключением некоторых, оставлены на своих местах. Так они слушали первую проповедь Евангельскую наравне с победителями их и едва ли не охотнее последних. Св. Андроник, родственник св. Павла и прежде его уверовавший во Христа (Рим. 16:17), был первым проповедником св. веры в Паннонии.

При Диоклитиане здесь уже были мученики. Таков был св. Ириней, епископ Срема, главного города Нижней Жупании, пострадавший за Христа в 304 г..

До принятия сана священства блаж. Ириней был женат и у него были дети. Высокие качества души, строгая жизнь, образованность, доставив ему уважение, возвели его на кафедру святительскую – ещё в молодых летах. – Множество родных, близких и дальних, окружавших его во время мученичества его, показывает, что он был в Среме туземец – Славянин, а не пришлый Римлянин. Став святителем, он отдал всего себя на служение Господу и пастве и жил девственником. Он ревностно учил приходящих к нему, оглашал Христовой истиной и открыто проповедовал Христа, не взирая на языческую власть.

Вследствие распоряжений Диоклитиана Проб, областной начальник Паннонии, приказал доставить к нему епископа Иринея. Когда святой явился к нему, Проб объявил: «священные законы повелевают всем приносить жертву богам». «Кто богам, а не Богу, приносит жертву, погибнет», отвечал Ириней. «Воля милостивых императоров такова, говорил Проб, чтобы или приносили жертву богам, или упорные терпели казнь». Ириней отвечал: «воля истинного Бога такова, чтобы переносил я все роды страданий, но не приносил жертвы богам». Иринея подвергли жестоким пыткам. «Что скажешь, Ириней? говорил префект; приноси жертву». «Приношу жертву добрым исповеданием Богу моему, Коему постоянно священнодействовал», отвечал Ириней.

«Пришли родители святого и увидав, что его мучат, упрашивали его пожалеть молодость свою. Тут дети, обнимая ноги его, говорили: «пожалей себя и нас, отец»; там жена и мать умоляли. Родные рыдали, домашние стонали, соседи и друзья плакали». Но святитель оставался твёрд. «Знайте, говорил он, ни ваша любовь, ни угрозы власти не заставят меня нарушить волю Господа моего». «Склонись на эти слёзы, посоветуй умное твоей молодости», говорил префект. «Всегда советую не приносить жертвы идолам», отвечал мужественный Ириней. Проб приказал отвести его в тюрьму. Там он пробыл много дней и подвергался разным истязаниям.

В одно время, в самую полночь, префект сидел в суде и сюда приведён был блаженнейший мученик Ириней. Проб сказал: «приноси жертву, Ириней, в избежание мук». «Делай, чего требует правда; а того не ожидай от меня», отвечал святой. Проб в гневе приказал бить его палками. Ириней говорил: «с юности моей научился я чтить Бога моего; чту Его, укрепляющего меня во всём; но рукотворенных богов не могу почитать». Префект опять пытался поколебать твёрдость его напоминанием о близких к его сердцу, особенно о детях. «У детей моих есть Бог, Который может сохранить их», отвечал святой. «Пожалей себя, молодой человек», говорил префект. «Делай, что хочешь; ты увидишь, какое Господь Иисус Христос подаст мне терпение», отвечал святой. Проб сказал: «произнесу приговор». «Буду благодарен», отвечал Ириней. «Иринея, не повинующегося указам императорским, приказываю бросить в реку», сказал префект; затем прибавил: «и лишить головы мечом». «Благодарю тебя, Господи Иисусе Христе, дарующего терпение скорбей и участие в славе вечной», сказал исповедник. Когда пришёл он на мост, называемый Босветский, то, сняв одежды свои и подняв руки к небу, молился: «Господи Иисусе Христе, благоволивший пострадать за спасение мира! Да примут ангелы душу раба Твоего Иринея, страдающего за имя Твоё и за Твой народ Церкви Сремской; молю милосердие Твоё принять меня и утвердить их в вере Твоей». – Затем лишён он головы мечом и брошен в реку Саву.

Раб Божий святой Ириней, епископ города Срема, пострадал в 8 иды апреля (26 марта) при императоре Диоклитиане, в царствование Господа нашего Иисуса Христа.

Так говорит повествование о святом Пуллии. По другим известиям оказывается, что Паннонская Церковь украсилась тогда очень многими мучениками. По мартирологам, а февр. 23 в Среме совершили подвиг мученичества 62 страдальца, которых имена остались неизвестными. «Святой Ириней, сперва мученный жестокими пытками, потом много дней томлённый в темнице, лишён головы в 8 календы апреля», иначе марта 25 д.. Пресвитер Монтан и его супруга Максима брошены в реку марта 26-го и – в тот же день окончили подвиг свой 40 друзей его. Апреля 9-го в Среме увенчались вместе 7 дев; это были «освящённые девы» – диакониссы . И в тот же день пострадали в Среме другие 5 дев, также Фортунат, Донат и другие шесть. – Святой Пуллий пострадал 28 апреля. После него увенчались венцом мученическим, июля 4, «святые Иннокентий и Савватия с 30 другими».

Проб решил, говорит записка о святом Пуллии, обойти соседние города. Когда он прибыл в город Кивалис (на притоке Савы), где в прежнее гонение пострадал Евсевий, епископ Церкви Кивальской, то в тот же день схвачен был начальник чтецов Пуллий. «Как называешься ты?» спросил его Проб. «Христианином», отвечал Пуллий. «Какая твоя должность?» спросил префект. Пуллий отвечал: «начальник чтецов». – «Это те, говорил Проб, которые склоняют легкомысленных жён не вступать в брак?» – «Лёгкость нашу можешь ты испытать ныне», отвечал Пуллий, и прибавил: «легкомысленны те, которые, оставив Творца своего, довольствуются суевериями; а истинно благочестивые тверды в верности Царю вечному и выполняют заповеди Его даже среди мук». «Что это за заповеди?» спросил префект. «Это те, говорил исповедник, которые указывают на небе одного Бога и дают видеть, что Богом не может быть дерево и камень; это те, которые укрепляют праведного в добродетели и святых дев поучают достигать высшего совершенства; чистую супругу учат умеренности в деторождении; велят исполнять справедливые повеления начальства, прощать врагов, заботиться о бедных». – «Что пользы в том, сказал Проб, если человек лишается всех удовольствий телесных?» Пуллий отвечал: «вечный свет лучше света земного, и наслаждения неизменные слаще погибающих; не умно предпочитать минующее вечному». – «Но что до того? исполни волю императора, принеси жертву», сказал Проб. «Не могу этого исполнить», отвечал Пуллий, – «воля Бога единого выше всего». «Будешь казнён мечом, если не принесёшь жертвы», сказал префект. «Твори, что приказано тебе, отвечал исповедник; мне следует идти по стопам епископов, пресвитеров и всех отцов». Префект произнёс приговор сжечь Пуллия. Слуги схватили мученика, и он бестрепетно, славя Бога, совершил свой подвиг, в 304 г. в тот же самый день, в который скончался мученически епископ Евсевий.

Атилла, снявший (в 441 г.) Римское иго с Славян, степным язычеством своим сильно ослабил христианство в Паннонии; жестокие обры – унны распространили мрак языческий. При Атилле послом его в Константинополе был Орест, природный Паннонский Славянин и по имени христианин, а переводчиком Вигилас – Вигилий; при нем между первыми лицами были Негиш, Скотан. Потом чем далее, тем становилось хуже, пока не явились здесь просветители Славян Кирилл и Мефодий.

Примечания
1* Савельева Славянский сборник, стр. 117–119. 261–274. Преп. Нестор: „Иллюрик – Словяне, норци – Словене. Сели суть Словене по Дунаеви, где есть ныне Угорска земля и Болгарска“. Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum. – Мюнхенская рукопись IX стол. (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79, ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, est eo cunctae gente Slavorum exortae sint. Барнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель Трибаллов – Сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил через страну панов (παλαιος) в Македонию (Strabo VII, 2. Arrian. 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все Славянские. Временник X, 100. 101. XVI, 69–74. Каманича specimen philologiae et geographiae Pannoniorum. Zagzabiae 1795. Соларича Римляне славенствовавшие, Харьк. 1818. Что касается до слов Кесария о Славянах, то напрасно считали (Венелин 2, 205, 281. Христ. Чт. 1859 г.2:153) сочинителя разговоров за брата св. Григория Богослова. Сочинитель известный п. Фотию, пользующийся церковноф песнью: святый Боже, должен быть признан за современника пр. Максиму († 662 г.). Но и в таком виде слова его о Славянах важны. Греческий текст их и Славянский перевод XIV в. – в опис. Синод. ркп. № 129.
2* Нестор: „Словенску языку учитель есть Андроник Апостол, – стол его в Пании“ – в Паннонии. Собр. л. 1, 11. 12.
3* О нём в прологе два известия, одно мар. 26 неверное, другое авг. 23 верное, взятое из Василиева менолога; в Четьи-Минее мар. 26 описание близкое к современной записке. Записка очевидца о мученичестве – у Геншения Act. sanet, mart. р. 555 у Руинарта Acta martyrum sine. 2, 220–224.
4* Menologium Basilii ad 23 Augusti. В 1807 г. найден в Баварии пергаменный сборник X в., в нём две исповеди и поучение Славянского языка, с отличиями Сербского наречия, нисаны Латинскими буквами. Поучение – то же самое, которое помещено в прологе под 25 апреля. Исповеди и поучение – образцы наставлений, предлагавшихся новокрещённым Славянам. Часть поучения изд. Срезневским в древн. Прохорова 1864 г., стр. 124. Так поучались в Паннонии при св. Иринее!
5* Р. Босвета, при которой расположен был Срем, несколько ниже города впадала в р. Саву.
6* In Lat. Patrol. Т. 123. 124. Martyr. Adonis p. 231. 232 (Martyr. Usuardi p. 787–791. По Римскому мартирологу по 23 февр. „в Среме страдание 72 мучеников“.
7* Ado р. 242. Usuardus р. 872. 873.
8* Ado р. 242. Усуард р. 887. У Адона написано: Montani presbyteri, qui cum Maxima uxore sua tentus et in fluvium praecipitatus est. В Иеронимовом мартирологе Максима также названа женой пресвитера Монтана. У Усуарда не названа она женой Монтана, не потому ли, что ксёнзы начали жить не с своими жёнами? Вандальберт точен:

Septima Montanum memorat cum coniuge sanctâAtque simul quadragena cum martyre passum.

У Барония в Римском мартирологе под 23 февр. Монтан назван пресвитером и потом показано: „также (страдание) святых мучеников Кодрата, Феодосия, Эмануила и других 40“.

9* Martyr. Romanum, p. 153. Adv. p. 246. Усуард p. 918. 12.
10* Мартиролог Иеронима и Адона.
11* Март. Иеронима, Адона и Усуарда.
12* Иероним, Усуард. Тоже у Барония в Римском мартирологе.
13* „Прежнее гонение“ было гонение Валериана 257–258 г. Cibalis – Киналь.
14* Мученичество Пуллия – у Руинарта in act. Mart. sine. 2, 225–228. В описании говорится: de qva (urbe Cibalitarum) Valentinianus christianissimus imperator oriundus esse cognoscitur. Валентиниан был западным императором 364–375 г. Ясно, что известная ныне редакция мученичества составлена не раньше 364 г. Что касается дохристианских имён: Ириней, Евсевий, Монтан и других, то ещё Савельев справедливо заметил (Славян. сборник, стр. 261. 262), что как имя пр. Феодосия Печерского или Леонтия Рост. показывает, что имена даны служителями православной Восточной Церкви, а не то, что Феодосий – Грек; так имена мучеников Сремских и других говорят только о том, что тогда проповедники веры давали имена крещающимся как Греческие, так и Латинские.
15* Посольство Приска, описанное им самим, – у Венелана: древние и нынешние Болгаре, т. 1, стр. 111–142. Μ. 1856.
16* Stritten Slavica § 50. Avarica. 53–55. Quercius de bello avarico.