Преподобного Малха
«За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё» (Пс. 90:14). – Такое великое обетование служит отзывом – чему? – Любви к Богу и познанию имени Его.
Условие защиты, предстательства Самого Бога, т. е. высшего успокоения человека, находится – в чём? – В высшем же счастии человека, состоящем в способности любить Бога и познавать имя Его.
При таких условиях человек есть истинно-блаженное и существо, и ему остаётся только сознавать всё то блаженство, каким окружена от Бога душа его, чтобы пользоваться им. Ничтожны перед подобным сознанием все скорби земные, Невозможно чувство страха для души, познавшей и возлюбившей Создателя своего: – «Аз есмь! Не бойтесь!» – вот сущность отношения человека к Богу, сущность всего его вечного бытия.
Со вниманием и насколько разумению нашему доступно углубляясь в неисповедимые пути Божественного Промысла, постоянно можем замечать – как в собственной жизни, так и в жизни других – несомненные свидетельства Божественной защиты людей от всякого зла. – В самых же даже, по-видимому, гибельных обстоятельствах и разрушительных действиях природы можно усмотреть, что непостижимыми судьбами Премудрости Божией и они могут быть направлены и обращены во благо и спасение тех, кто с верой принимает всякую волю Божию о нём...
Кроме того, известны бесчисленные случаи неожиданного, но не случайного спасения от гибели; и в особенности, в жизни святых – многочисленны примеры необычайного действия благости Божией ко спасению благочестивых людей, что вместе с тем доказывает и ту истину, что «благочестие на всё полезно, имея обетование настоящей жизни и будущей» (1 Тим. 4:8), и что Господь знает, как избавить благочестивых от напастей... (2 Пет. 2:9).
Вот, и в жизни воспоминаемого сегодня угодившего Богу упованием на Него и стремлением к Нему – как солнце в малой капле вод – отражается та же великая, вечная, несомненная истина хранения Богом преданных Ему, защиты Божией – призывающим имя Его.
Малх в молодых ещё годах оставил родительский дом и поступил в один уединённый монастырь. Когда он узнал, что отец его умер, то ему захотелось навестить овдовевшую мать, чтобы утешить её; находил он также нужным возвратиться домой для того, чтобы распорядиться имением, оставшимся после отца.
Но «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия» (Лк. 9:62). Руководясь этими словами Иисуса Христа, игумен монастыря удерживал Малха, предостерегая его от возвращения в мир, всегда сопряжённого с опасностями для инока. Малх не послушал его и оставил монастырь, но на пути был схвачен Сарацинами и отведён в глубину Аравийской степи. Здесь, при разделе пленных, Малх, вместе с одной женщиной, также захваченной разбойниками, достался в рабство одному Сарацину. Теперь он сознал, что справедливо удерживал его игумен, и что Господь наказал его за непослушание. Он решился безропотно покориться своему несчастью, твёрдо веруя, что это – испытание, допущенное волей Божией. Долго переносил он тяжёлую неволю, исполнял в доме господина своего все тяжёлые работы и, главное, пас его стада. Глубоко скорбя душою, Малх укреплял себя надеждой на промысл Божий и не только не падал духом, но имел бодрость и смелость предпринять с помощью Божией – бегство из неволи. За ним последовала и пленённая вместе с ним старица. Оба они – в их безнадёжном, беспомощном положении призывали имя Божие и всецело предавали себя Его милосердию. И Господь чудно отозвался на несомненную веру в Него...
Три дня измученные пленники шли среди знойной, безводной и открытой пустыни, не преследуемые никем. Наконец заметили они погоню господина своего с слугой на двух верблюдах. Скрыться было негде в открытой пустыне и пленникам предстояло опять попасть в руки варваров – и затем испытать ещё более горькую участь... Но вот они вдруг заметили глубокую пещеру и поспешили укрыться в ней, притаившись к стенке, недалеко от выхода из пещеры... Это было, однако же, поздно, потому что они были уже замечены... Подойдя к пещере, господин стал вызывать оттуда беглецов, но так как они не откликались, то он велел слуге своему спуститься в глубь пещеры и вывести их оттуда. Слуга бросился туда с обнажённым мечом, но попал в пасть львицы, которая имела тут своё логовище, и таким образом был немедленно растерзан. Хозяин, видя, что слуга не возвращается, также кинулся в пещеру и подвергся той же участи... Притаившиеся беглецы могли и себе ожидать такой же смерти от львицы, но она, захватив в зубы детёныша, спокойно вышла и даже не тронула верблюдов, стоявших близ пещеры. Убедившись в безопасности, освободившиеся пленники на оставшихся верблюдах возвратились на родину. Малх поселился в том же монастыре, где жил до плена, и мирно кончил свою Богоугодную жизнь.
Этот пример и подобные не служат ли великим укреплением в том отрадном уповании, что мы все живём под кровом Всевышнего и покоимся под сенью Всемогущего... Вдохновенны слова пророка Давида:
«Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! – Он избавит от сети ловца, от гибельной язвы. – Щит и ограждение – истина Его. – Не убоюся ужасов в ночи, стрелы, летящей днём, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень».
Тому, кто сказал: «Господь – упование моё», – тому, кто избрал Всевышнего прибежищем своим – «не приключится зло, ибо ангелам Своим заповедает Господь охранять того на всех путях его» ... И «воззовёт к Богу, и Бог услышит его; с ним Бог в скорби и избавит, и прославит его; и долготой дней насытит его и явит ему спасение Своё» ...
Боговдохновенны слова эти, служащие высшим выражением дарованного людям блаженнейшего свойства: всецело предавать себя милосердию Бога живого, милосердию всего мира грехами непреодолеваемой Благости, единственным условием для воспринятия которой есть вера в Неё...