Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Св. муч. Кодрата Никомидийского и с ним Саторина, Руфина и прочих

В царствование Римского императора Декия возникло на христиан новое гонение, которое отличалось от всех прочих тем, что в это время было особенно много христиан, поколебавшихся перед страхом мучений и ради спасения своей жизни не отступивших даже перед участием, хотя только и наружным, в языческих жертвоприношениях. Объяснить такое явление можно тем, что в период времени между последним и предыдущим гонением, христиане довольно долго пользовались миром; в беспечности своей успевали слишком привязываться к благам земным, что и ослабило в них благодетельное бодрственное напряжение и святую ревность о вере. Но Господь не покидал ослабевающих и воздвигал их на пути их падения посредством избранных орудий Своих. Таковым был между прочими чествуемый сегодня св. Церковью св. мученик Кодрат.

Когда, во время наступившего при Декии в половине III-го века гонения, страх охватил христиан Никомидийских, и они убегали в горы и пустыни, то были между ними и такие, которые спокойно ожидали решения своей участи, не боясь ни мучений, ни смерти. В числе их находился один молодой христианин, всеми уважаемый, богатый и знатный – Кодрат. Он заботливо относился к своим единоверцам, посещал тех из них, которых уже судьи успели заключить в темницы, ободрял их, молился с ними и всеми силами убеждал их стоять твёрдо за веру Христову.

Однажды, когда посланный в Никомидию императором судья Перенний приказал представить ему узников и спросил их об их имени, звании и отчестве, то Кодрат, опасаясь, что у них недостанет твёрдости исповедывать открыто веру во Христа, поспешил встать среди узников и отвечал за всех судье: – «имя наше – христиане; звание и благородство – быть рабами Христа; отечество наше – небо, где Бог вселит надеющихся на Него... Я сам произвольно являюсь перед тобой, чтобы свидетельствовать от имени всех братьев моих. Делай скорее то, зачем пришёл, и убедись, что мы – мужественные воины Христа.

– Но назови прежде твоё имя, безумец! – спросил поражённый смелостью исповедника Перенний.

– Я уже сказал тебе, что мы – христиане; это – и имя, и звание и достоинство наше, – отвечал Кодрат.

Узнав однако же от жителей, что Кодрат – один из знатнейших граждан Никомидийских, Перенний, успевший уже отдать приказ, чтобы пытали дерзкого христианина за сопротивление его совершить жертвоприношение, – встревожился и начал склонять его мягкими мерами отречься от Христа.

– Многие христиане, – говорил он между прочим Кодрату, – согласились принести жертву богам; разве ты считаешь себя лучше их?

– Конечно, я лучше тех, которые отступили от Бога, если я останусь верен Ему, – отвечал Кодрат, – но где же те, о ком ты говоришь?

К сожалению, слова судьи оказались справедливыми... Действительно, многие из христиан согласились совершить языческое жертвоприношение; иные же из них за деньги приобретали письменные свидетельства участия их в жертвоприношениях...

Между тем, судья, видя, что никакими убеждениями нельзя поколебать твёрдость Кодрата, возобновил приказ предать его истязаниям, и в то же время послал за отрёкшимися христианами. Когда, в надежде, что они убедят мученика сохранить свою жизнь подобно им – ценой отречения от Христа, их привели к тому месту, где мучили Кодрата, то, увидев их, он с ужасом и сокрушением сердца за них воскликнул:

– Несчастные! Что вы сделали! Разве вы не верите в воскресение мёртвых и в жизнь вечную, что отдали Царство Небесное за кратковременную земную жизнь? «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ... (Мф. 10:18.)

И, забыв собственные страдания, мученик всей душой обратился к несчастным отступникам, умолял, убеждал их и успел пробудить в них раскаяние.

– Не отчаявайтесь, братия, – утешал он их тогда, – Бог милостив, молитесь Ему со слезами покаяния, твёрдо исповедуйте святое имя Его, омойте кровью ваш грех и приблизитесь к Нему!..

Христиане отозвались исповеднику слезами и пламенной молитвой к Богу.

Узнав о случившемся, судья велел усилить мучения Кодрата, огнём опалять раны его... Но эта боль была ничто в сравнении с блаженством души, возлюбившей Бога и ближнего более, чем себя...

– Господи! – восклицал страдалец, – возьми душу мою за души их и помилуй их!

Ободрённые, воодушевлённые любовью брата о Христе, безбоязненно исповедали веру свою отрёкшиеся прежде от неё христиане, и все были осуждены на смерть.

Кодрата же Перенний брал с собой во время объезда им разных городов и часто предавал его жестоким истязаниям; но ничто не могло победить веры праведного, а сверхъестественная твёрдость его и терпение поражали неверующих и привлекали души их к истинному Богу...

В Кесарии, в селении близ реки Риндака, где возобновлены были страдания Кодрата, множество христиан стали громогласно исповедывать вместе с ним имя Господне, и двое из них – Саторин и Руфин приняли мученическую смерть. Наконец и св. Кодрат и с ним многие другие были обезглавлены.

Память мученика Кодрата праздновалась в Константинополе, близ Ксероцирка.

Примечания
1* Никомидии, Никеи, Апамеи, Кесарии в Вифинии.