Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Мартирия Зеленецкого

 Преподобного Мартирия Зеленецкого

Преподобный Мартирий, в мире Мина, родился в Великих Луках от знаменитого гражданина Стефана. Едва выучил он псалтирь, как на 10 году его скончались родители его. Благоговейный иерей Благовещенской церкви любил доброго сироту, часто видя его в храме, и учил его добру. Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, – посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя Великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав всё имение, принял пострижение от наставника своего и назван Мартирием. Строитель поручил Мартирию церковные ключи и потому Мартирию надлежало являться в храм первым и выходить последним. Великолуцкий житель Афанасий, постриженный с именем Аврамия, поручен был руководству Мартирия и заменил труды его по храму. Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте, за 60 вёрст от Лук. Наставник прислал ему совет возвратиться в общежитие, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение Смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Аврамию. В Смоленске явился ему в сонном видении преподобный Аврамий с учеником своим преподобным Ефремом и сказал: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Аврамием, который, быв болен, исцелён Богоматерью и оставался в Тихвине. Соскучив в Тихвине многолюдством приходящих богомольцев, Мартирий просил Господа указать ему уединённое место для подвигов. Такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, исстари называвшемся Зелёным. – Мартирий поставил себе здесь хижину. Окрестность острова, как нельзя более, была дика и угрюма. Кругом мхи, болота, топи, и они тянутся почти от самого Новгорода. Только место, где поселился Мартирий, составляло значительную возвышенность, покрытую приятной зеленью, и она-то дала месту название Зелёного. Строгий отшельник нашёл, чего искал, и благодарил Господа. Благочестивый поселянин Иосиф по временам приносил ему пищу, а иногда, смущаемый помыслами и суетой, надолго оставлял без неё. Мартирий постился и молился. По времени узнали и об отшельнике Зелёного острова. Как ни много тогда было в Новгородской области иноческих обителей, но в глуши, где поселился Мартирий, их не было. Потому, узнав о Мартирии, с особенным жаром стремились в его пустыню искренние подвижники. И было чему учиться у строгого отшельника. Мартирий построил часовню и кельи с оградой. Узнал о преподобном и благочестивый Новгородский боярин Феодор Сырков; его усердием построен был в Мартириевой пустыни храм Благовещения, а братия упросили старца принять на себя сан священства и начальство над ними с званием игумена. Это было не позже 1570 г. В этом году благотворитель Мартириевой обители боярин Сырков, построивший на своё иждивение до 12 монастырей и снабдивший их доходами, приял за любовь свою к Господу венец мученический, – умерщвлённый царём Грозным. В Зелёную пустыню с любовью приходили близкие и дальние – слушать наставления преподобного Мартирия. Но блаженному Мартирию в его глуши долго пришлось бороться с нуждами и бедностью. В писцовой книге 1582 г. читаем: «в Михайловском погосте на Ладожском погоре монастырь называемый Зелёная пустынь, на острове, вновь строится в чёрном лесу. В монастыре церковь живоначальной Троицы, другая церковь – Благовещение с трапезой, обе деревянные; в монастыре игумен Мартирий и 12 старцев; ограда вокруг монастыря – деревянная; за монастырём двор коровий и конюшенный; пашни нет». Как видите, богатство – не великое. Мартирий терпел нужды и рос в жизни духовной. По слову Апостола, от скорби рождалось в нём терпение, терпением приобреталась опытность, опытностью образовалась надежда, та надежда, которая никого не оставляет в стыде (Рим. 5:3–4). Вот что рассказывает преподобный о небесном утешении, посетившем его. «Спал я в своей келье, в чулане, пишет он, и увидел во сне Пречистую Богородицу в девичьем образе: благолепна, была Она на вид: и не видел я между людьми такой красивой девицы; умилённа лицом и прекрасна; брови чёрные, нос средней величины, нагнутый (похил). На голове у неё был золотой венец, и украшенный разноцветными каменьями. Невозможно человеческому уму постигнуть красоты Её, ни выразить языком. Сидит же в келье моей, на лавке, в большом углу, где стоят иконы. А я будто вышел из чулана и стою пред Ней, смотрю на Неё прилежно, не сводя очей с красоты Её. Она же, Царица и Богородица, взирает на меня. Очи её были полны слёз, чуть не канут на Её пречистое лицо. И вдруг стала Она невидима. Я проснулся и был в ужасе. Встал и вышел из чулана; зажёг свечу от лампады и хотел видеть Пречистую Деву, не сидит ли Она в келье, где сидела. Я подошёл с свечой к пречистому образу Одигитрии и понял, что истинно явилась мне Пречистая Богородица в том виде, как писана Она на келейной иконе моей». – В последние годы жизни блаженный прославился даром исцелений. В 1595 году в проезд свой в Москву остановился он в Твери. У жившего тогда в Твери царя Симеона Бекбулатовича был весьма болен сын, и царь, узнав о Мартирии, просил его прийти помолиться за умирающего сына. Преподобный возложил на грудь Иоанна Тихвинскую икону Богоматери, и больной исцелел. После того признательный царь был самым усердным благотворителем Мартириева монастыря. За полтора года до кончины святой старец посвятил себя безмолвию и молитве; выкопав своими руками могилу и в ней поставив гроб, приходил сюда плакать и молиться. Наконец причастясь св. таин, мирно почил он 1-го марта 1603 года. Мощи преподобного Мартирия почивают в гробнице, устроенной Новгородским митрополитом Корнилием, бывшим прежде того Зеленецким игуменом, который, почитая сего угодника Божия, описал житие его и сочинил службу ему.

Примечания
1* Ркп. житие, писан. митр. Корнилием в 1695 г. Это житие составлено при пособии записок самого пр. Мартирия.
2* Тихвинский монастырь основан февраля 11, 1560 г. архиеп. Пименом; Аврамий исцелён Богоматерью в присутствии архиеп. Пимена, бывшего в Тихвине по случаю устроения монастыря, и Аврамий был затем первым свечным монахом в Тихвине; след. исцеление Аврамия было в 1560 или 1561 г. См. опис. Тихвинского монастыря, стр. 14, т. 53. 54. СПб. 1859 г.
3* Гостинопольский монастырь Михайловского погоста в 1582 году стоял почти пустой. Писцовая книга у Неволина (о пятинах, суб. 1853 г.) стр. 142.
4* У Неволина, о пятинах, стр. 142, о Феодоре Сыркове ист. иер. 4. 158. В 1662 г. у Зелёной пустыни – 5 дворов поселенцев.
5* У Буслаева словесн. и искус. 2, 392.
6* Собр. л. III, 274.
7* Ист. иер. 4, 155–170. Собр. л. 3, 274. По ркп, святцам общ. ист. преп. Мартирий Зеленецкий новый чудотворец. Словарь святых, стр. 180, говорит о м. Корнилии: „его старанием дана пустыни 1642 г. грамота на вотчинные земли“. В 1642 г. не было в Новгороде митр. Корнилия. Корнилий был митрополитом Новгородским 1674–1695 г.