Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Паисия Угличского

 Преставление преп. Паисия Угличского

Отец пр. Паисия, в крещении Павла, Иван Гавренев жил в Нерехотском стану в селе Богородском, на меже Кашина, и был верным слугой Угличского князя (с 1461 г.) Андрея Васильевича. Мать Павла, Есения Васильевна, была дочь полководца Василия Кожи и родная сестра пр. Макария Колязинского († 1483 г.). Павел в детстве обучен был чтению книг. Ещё при жизни родителей он бывал у дяди своего преп. Макария, а по смерти их он совсем перешёл в обитель и на 11 году возраста пострижен был преп. Макарием в иночество, с именем Паисия. – Под руководством опытного дяди, в тиши обители, юный инок рос по духу, не тревожимый опасными волнениями и советами мира; с юных лет научился он подвигам послушания, поста и молитвы. Он занимался списыванием душеполезных книг и между прочим написал книгу св. Григория Богослова. «Та книга, говорит жизнеописатель его, и до сего дня во обители преп. Макария, в Калязине». Не засоряемый впечатлениями мирскими и очищаемый подвигами самоотречения, дух его стал способен и к созерцанию мира духовного. Раз во время ночной молитвы явился ему ангел и сказал: «ты должен быть наставником для многих; ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят: так надобно для славы Божией». Паисий со страхом выслушал эту весть и пересказал наставнику своему преп. Макарию, но никому другому.

После чудного видения прошло несколько времени, как Угличский князь Андрей Васильевич просит преп. Макария отпустить к нему Паисия в Углич, для основания обители. Преподобный рад был доброму желанию князя и отпустил ученика. Паисий поселился в хижине, на левом берегу р. Волги, в 3 верстах от Углича и на первый раз построил из дерева храм Богоявления с несколькими кельями. – К Паисию собралось 10 братий, – и он ввёл строгое общежитие. Разлив реки разрушил недавние постройки, и труженик Божий поставил на другом месте, в 3 верстах от Углича, кельи и храм Покрова Богоматери. По настоянию князя, подвижник принял сан игумена. Благочестивый князь щедро подавал пособия для новой обители. В грамоте 1476 г. писал он: «я князь Андрей Васильевич жалую Покровского игумена Паисия или кто по нём будет, – дозволяю Покрову Пресв. Богородицы на сей стороне Волги, на берегу, от Рождественского оврага строить слободу, и кого призовут в эту слободу на житье из иных княжений, а не из моей отчины, те свободны от моих податей на 20 лет». В 1479 г. по желанию и с пособиями набожного князя Паисий начал строить каменный храм, и в 1482 г. новый храм освящён был в честь Покрова Богоматери. Со стороны князя это был памятник благодарности Богу за рождение двух сыновей Димитрия и Иоанна, которых принимал от купели преп. Паисий. Князь любил и уважал Паисия. «В дом Пречистой, Покрову её, и игумену Паисию» грамотой отдал он «на городище монастырь Николая» с 10 деревнями и земли, выкупленные «у Воскресенского архимандрита Нафанаила» с 11 деревнями. – Но ни уважение князя, ни сан игумена не ослабляли подвижнической строгости в Паисии. Он сам копал землю, носил воду и в жестокие морозы ходил в одной власянице. Светская ветреность смеялась над трудолюбивым старцем, но к своему вреду. Раз молодой боярин ехал мимо обители и, увидав старца, заступом копающего землю, посмеялся над ним; но вдруг лошадь сбросила его с себя, и он упал без чувств; блаженный Паисий привёл его в чувство и кротко сказал: «не осуждай иноков». Печальная участь любимого князя Андрея, скончавшегося в темнице (в 1493 г.), и детей его, сосланных в заточение, только оживила в душе преподобного мысль, что в Царствие Божие входят путём скорбей многих. Преподобный просил в. князя за невинных детей, но это не облегчило участи их. – В скорбях времени и глубокой старости передал он управление обителью ученику своему Геннадию, после которого был и ещё, при жизни преподобного основателя, игумен Иона. Преподобный продолжал подвиги молитвы. Немощи старости не удерживали его от участия в молитвах храма; каждый воскресный день и каждый праздник сам он совершал литургию и в глубокой старости. Когда же наконец ноги отказались служить, ослабленные дряхлостью и подвигами, он сидя совершал келейное правило. Преподобный почил от трудов на 107 году своей жизни, июня 6-го 1504 г..

Мощи преп. Паисия почивают под спудом в соборном монастырском храме. Обитель, основанная подвигами его, пользовалась уважением ещё до прославления мощей его. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич был по летописи «на Угличе у Покрова в монастыре». – В 1609 г. монастырь разорён был ляхами, настоятель и иноки умерщвлены; а в 1610 г. от мощей преп. Паисия излились потоки исцелений: в одном году совершилось 25 чудес. Выставляем самые замечательные: жена красильщика Тимофея, три года бывшая больной, и кожевник Трофим, не владевший ни ногами, ни руками, исцелились у гроба преп. Паисия; у Афанасия Сафонова наросло на голове дикое мясо в гусиное яйцо, и он сильно страдал головной болью; но, когда у гроба преподобного священник осенил его крестом и окропил водой, нарост лопнул и головная боль кончилась. Вдова Евдокия, от сильной головной боли ослепшая, прозрела в Покровской обители. Василий Буренин, поднимавший тяжесть не по силам, страдал желудком до того, что не мог принимать пищи от рвот; так продолжалось полтора года. Раз ночью явился в окошке хижины его старец и сказал: «иди в обитель Паисия, – там исцелеешь». Недвижимый больной подумал: как ему идти? и в ту же минуту почувствовал облегчение болезни, встал, пошёл и, отслушав молебен, получил полное здоровье. Казначей Крутицкого митрополита Пафнутия Адриан, постриженник Паисиевой обители, в мятежное время схоронил серебро митрополичьего дома в тайном месте; когда же назначенный в строителя Паисиевой обители стал сдавать бывшее на руках его, то никак не мог отыскать схоронённого им серебра и за то задержан был в доме. Строителю Угличского Алексеевского монастыря является преп. Паисий и говорит: «скажи старцу Адриану, что серебро его не пропало, поискав найдёт он его». Адриан стал искать и скоро нашёл то, что считал уже пропавшим. У купца Никифора Пашина семилетний сын страдал сильными корчами в ногах; его лечили много, но без успеха; услыхав об одном очень искусном враче, отец отправился к нему по реке Волге с больным сыном. В сонной дремоте является ему преп. Паисий в белых ризах и говорит: «куда ты? Там не будет пользы твоему сыну; ступай в обитель Паисия, отслужи молебен, и сын твой будет здоров». Купец так и поступил и больной стал здоровым. – В 1610 г. освидетельствованы были мощи и чудеса преподобного, и тогда же написана служба ему.

Примечания
1* Ркп. житие преп. Паисия описано не без многословия, в 1610 г. в Угличе. – Позже, в конце XVII в. составлено другое, более полное житие, но где довольно произволов. – Хотя поздний биограф и говорит, что он пользовался известиями, которые прежде были опущены; но а) несомненно, что: монастырскими грамотами не пользовался он; б) новые известия его оказываются то прямо неверными, то сомнительными и только кое-где верными.
2* А. э. № 102. Эта грамота показывает, что в ист. Иер. 5. 585 и в свед. о монаст. М. 1852 г., стр. 552, ошибочно отнесено основание монастыря к 1492 г.
3* Позднее житие. По тому же позднему житию, при освящении храма были архиепископ Тихон «зело жития чистого и добродетельного», преп. Макарий Колязинский, игумены: Архангельский Георгий, Богоявленский Заволгский Никита, Никольский, что на Песку, Сергий; архимандриты: Алексеевский Нифонт и Макарьевский Власий; игумены: Улеменский Серапион, Учменский Гавриил и Богословский Герасим; из Ростова архимандриты: Борисоглебский Иоанн, Богоявленский Варлаам и Яковлевский Петроний; игумены: от Троицы с Варниц Иосиф, Белогостицкий Авраамий и Петровский Феодорит. – Тихон был Ростовским архиепископом 1490–1053 г. и потому не мог быть на освящении храма в сане архиепископа в 1482 г. Не был ли с 1481 до 1487 г. архиепископ другой Тихон? (Толстого святыни Ростова, стр. 74). – Перечень настоятелей замечателен по крайней мере по указанию на современные Паисиеву монастырю Угличские и Ростовские. Сл. Киселя ист. Угличск., стр. 335–343.
4* По пространному житию Паисия, кн. Димитрий и Иоанн родились в одном и том же 1479 г. и оба крещены Паисием, но Димитрий родился в 1478 г., а Иоанн – в 1479 г.
5* Грамота напеч. в Ярослав. губ. ведом. 1855 г. № 38.
6* Грамота янв. 28, 7005 (1497): «яз князь великий пожаловал Покровского игумена Геннадия з братиею», велел выдавать монастырю по 13 р. на свечи. Грамота 16 июня 7010 (1502 г.): «се яз князь в. Василеи Иван. всея Руси пожаловал есмы игумена Иону з братьею Покрова св. Богородицы», освободил от своего суда и повинностей монастырское сельцо Гвоздево в Бежецком стану (Яросл. губ. ведом. 1855 г. № 38 и 47).
7* Ркп. житие: «честную свою душу Господеви предаде – в л. 7012 (1504) м. июня в 6 д.». Святцы: «пр. Паисий игумен Покровского монастыря за Волгою против (Углича) преставися в л. 7012 (1504) м. июня в 6 д.».
8* Никон. л. 7, 262. В. кн. Василий Иванович грамотой 1521 г., данной Покров. игум. Герасиму, освободил от своего суда и повинностей монаст. села Угличского уезда. Грам. февр. 12, 1523 г., данной игум. Серапиону, предоставил ту же свободу по селу Архангельскому. Ярослав. губер. ведом. 1855 г. № 47).
9* Киселя ист. Углича, стр. 339–341. 310–332.
10* Ркп. описание жития и чудес преп. Паисия 1610 г. В грамоте 1665 г. «преп. чудотворец Паисий». Юрид. ак. 105.
11* У Толстого (№ 226) кроме жития служба преподобному в ркп. 176.