Св. священномуч. Мефодия, еп. Патарского
О жизни св. Мефодия сохранилось мало сведений. Он больше известен своими красноречивыми сочинениями, которые свидетельствуют вместе с тем и об его обширном образовании.
«Мефодий, – пишет блаж. Иероним, – с блистательным и ясным красноречием написал несколько книг против Порфирия, также: «Пир десяти дев», превосходное сочинение против Оригена о воскресении, против него же о Пифониссе и свободном произволе, объяснение на книгу Бытия и Песнь Песней и множество других сочинений, которые читаются повсюду».
В изложении учения о свободе Мефодий говорит: – «если человек был сотворён чем-то, состоящим из элементов, бесчувственно служащих (Творцу) Богу, то не получал бы награды, достойной произволения, а был бы орудием виновника своего, не стоящим и наказания за зло. Человек не узнавал бы и лучшего, а знал бы только бытие. Потому Бог, желая почтить человека и соделагь способным узнавать лучшее, дал ему власть, но которой он может делать, что хочет, и его способность наклоняется к лучшему не с тем, чтобы опять отнять свободу, но как отец убеждает сына учиться наукам... Человек создан свободным: это не значит, что какое-либо зло уже существовало, для избрания которого будто бы получил он способность; но ему дана способность, которой он может повиноваться или не повиноваться Богу: в этом состоит произвол свободы. Созданный человек получает от Бога заповедь, и зло начинается с того, что уже не повинуется он Божественной заповеди; вот в чём одном и состоит зло – в неповиновении, которое человек сам начал» ...
На вопрос: для чего создан мир? – Мефодий отвечает: – «мы не в состоянии знать намерения и подобного нам человека, тем более тайны Божии. Но кое-что можем и знать о целях мира. Созданием мира Бог открыл славу Свою, и человек наслаждается созерцанием этой славы. Потому человек обязан быть провозвестником славы Божией» ...
В сочинении же о свободной воле, в обличение недовольных своей участью, св. Мефодий говорит: – «роптать за недостаток благ земных – не умно: человек должен быть выше всего земного; Бог сотворил человека для деятельности, а не для наслаждений, расслабляющих душу и тело. Совершенное равенство невозможно, разнообразие – принадлежность совершенства; бедность допускается или как наказание за грехи, или как предостережение от грехов». В конце этого сочинения Мефодий увещевает богатых помогать бедным.
Св. Анастасий Синаит называет Мефодия «богатым мудростью». Св. Епифаний отзывается о нём, как о «поборнике истины ревностном»; это указывает на сопряжённую со скорбями борьбу, венцом которой, по указанию древних повествователей о Мефодии, был – мученический подвиг; местом его – Халкида восточная, а временем, по вероятности – 310–311 год.