Святого великомученика Иоанна Сочавского
Называется Сочавским потому, что мощи его почивают в Сочаве; родом же был из Трапезунда, и пострадал в Аккермане (Белгороде на Днестре). Плывя по торговым делам на корабле одного паписта, он имел с ним состязание о вере и обличил неправоту его; а этот злобный человек, желая отмстить ему, по прибытии в Аккерман заявил Турецкому градоначальнику, что некто Иоанн из Трапезунда, плывший с ним, готов принять магометанство, и советовал немедленно призвать его и воспользоваться ещё не остывшим желанием. Градоначальник, призвавши Иоанна и посадив его, сказал ему: «от многих мы знаем, что ты человек достойный и отличный между подобными тебе, и весьма рады слышать, что ты пленён прекрасной и истинной верой нашей. Наша вера действительно имеет свойство привлекать людей благородных и способствует к долголетней жизни. И как ты добровольно любишь её, то не медли быть нашим другом; отвергнись смешной и постыдной веры христиан, громко посрами закон их пред собравшимся теперь народом, восхвали нашу веру и, как обещал, сделай это немедленно! За это почтен будешь от царя и станешь жить в довольстве, как брат наш». Но святой, исполнившись Божественной ревности, грозно взглянул на Турка и сказал ему: «ты явно лжёшь; никогда и на мысль не приходило мне отречься Христа словом или делом! Всё это твоя выдумка и ухищрение сатаны! Лучше сам, несчастный, познай истину и крестись, чтоб удостоиться Царства Небесного». После сего громко исповедал свою веру во единого Бога, в Троице славимого.
Тогда градоначальник велел обнажить его и, как порицающего истинную веру, бить палками дотоле, пока не исполнит своего обещания (то есть – выдуманного). Всё тело было избито и растерзано; куски его приставали к палкам и разлетались по земле; всё место, где мученика терзали, обагрилось кровью. Иоанн молился Богу, а мучители ещё сильнее бичевали его, так что он уже не подавал голоса. Поскольку был уже вечер, то избитого бросили в тюрьму. На другой день мучитель снова велел представить исповедника и сказал ему: «вот до чего довело тебя неверие твоё! Но послушай меня, и тотчас выздоровеешь; потому что здесь есть отличные врачи из Индии и Персии, которые вылечат тебя». Исповедник же славил Христа и поносил безумие магометанства. Тогда судья вновь велел бить его и, заметив ропот народа на кровожадность его, для ускорения смерти – привязать ноги мученика к хвосту дикой лошади и влачить по улицам. Евреи при этом кричали, плевали и бросали в него всякую всячину, а один из них побежал домой и, схватив нож, отрезал ему голову. Палачи отвязали тело и оставили его с головой на том же месте в непристойном положении. Необычайный свет озарил ночью мощи святого, так что и Евреи засвидетельствовали о том; посему градоначальник на другой день позволил христианам взять мощи, и они похоронили их при Греческой церкви, недалеко от крепости. Мученическая кончина святого последовала 2 июня 1492 года.
Мощи святого находились в Аккермане семьдесят лет и постоянно совершали чудотворения. Наконец Молдавский господарь Александр II, испросивши дозволение Аккерманских властей, перенёс их в столичный свой город Сочаву.