Страдание св. Лазаря, князя Сербского
Блаженный Лазарь не был из потомков владетельного дома св. Неемани. В честь св. Стефана Неемани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Стефана Неемани, через второго сына его Волкана. Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Нееманичей.
При царе Уроше он был правителем Сремской Придунайской области. Когда в 1371 г. погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывести за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию. Выгнав Венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую и сторону реки Тиссы до нынешнего Темесвара. – Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Сербия объявила его верховным и властителем Сербии.
Церковь Сербская примирена была благочестием его с патриархом Цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение Сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение Сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, И завоевав Греческие области, подчинил ведению Сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении Константинопольского патриарха, и выслал из своих областей Греков епископов. – Деспот Иоанн Углешь в 1368 г. передал церкви и своей области ведению Цареградского патриарха. Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе Цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого Сербского архиепископа, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.
Новый патриарх блаж. Ефрем возложил царский венец на князя Лазаря.
Десять лет после того Сербия наслаждалась спокойствием полным. Лазарь вызвал жителей в города, разорённые в несчастное время. Богатые рудники серебра, разрабатываемые в горах, оживили промышленность и торговлю.
Благочестие Лазаря открылось во многих опытах:
а) Грамотой 1380 г. «благоверный Стефан князь Лазарь» дал больнице Хиландарской с. Елчаницу и он же распространил главный Хиландарский храм пристроенной папертью. В том же 1380 г. пожаловал он построенному им храму Введения Богоматери в Горнаке несколько сёл для основавшейся тут иноческой общины.
б) Русскому Пантелеймонову монастырю «князь Серблем и Подунавию» грамотой 1381 г. дал село Длабе и ему же в том же году отдал Спасскую церковь в Хвостне, – приняв на себя звание ктитора монастыря Пантелеймонова.
в) В подкрылии горы Кучайны, писали впоследствии в Москву, находится царская священная обитель, называемая Олешковицы, в которой храм Св. Троицы есть строение святого между царями мученика, князя Лазаря».
г) Особенным же памятником ему служит «Задушбина» его, монастырь Раваница. В грамоте своей 1381 года писал он: «ревнуя бывшим прежде меня царям благочестивым, на престол коих вознёс меня Бог, решился я принести посильную жертву: построил с основания монастырь в честь Вознесения Господня и посильно украсил его, приготовил жилья для общежития братии, установленного Апостолами. Достаточно приготовил всего: доходы и сёла, насадил виноградники, другие купил... Всё, что отдаю я, не составляет ничьей собственности, – не учинил я никому насилия, всё или куплено, или приобретено меной, как кто хотел... Пусть не поставляется игумен со стороны; 12 благоговейных братий, по совещанию с князем, избирают из монастырской братии и, положив руку на Евангелие, скажут: сей достоин быть наставником общежитию нашему и пасти Христово стадо».
д) Кн. Лазарь заботился и о поддержании христианского просвещения в народе.
Страшные беды близились к Сербии. Азиатские дикари Турки уже утвердились в Румелии, взяв Одрин-Адрианополь. Болгария почти вся пала перед ними. Эпир и Албания признали зависимость от султана. Насилия Турок не знали пределов.
В 1387 г. Лазарь заманил в теснины Эпирские 20,000 Турок и едва спаслось 500 из них от меча Лазарева. Гордые Османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить Сербов. – Управившись с другими делами, султан Мурат двинул 300,000 войска против Сербии. – Он потребовал от Лазаря или полной покорности, или решительного боя. Князь почтительно отвечал (мая 24-го 1389 г.): «я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришёл я к вам, принёс дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королём. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей Сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился.
Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился перед всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того, должен с ними выйти против тебя». Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять землю. В таком случае, хотя бы не хотел, я должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им то же, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана. Сильный Захолмский князь не успел прийти к сроку за отдалённостью. У Лазаря собралось до 60,000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300,000. Июня 15 д. 1389 г. должна была произойти решительная битва. Этот день Лазарь каждый год праздновал; в этот день он положил основание своей Задушбине – Раванице. На этот раз накануне дня праздничного собрались к Лазарю для советов о битве. Лазарь был грустен. Рано утром следующего дня, по совету святителя, князь причастился св. Таин, причастилось и всё войско. Милош и три друга его поспешили в стан Мурата. Он просил провести его в шатёр Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь перед султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана. Милош и три друга его бросились на коней, но их окружили и изрубили. Если бы Сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертью султана, – напали на Турок: победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный приятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, распространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский, и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах Сербских. Между тем сын Мурата – Баязет явился предводителем Турецкого полчища. Одушевлённые Лазарем Сербы решились дорого продать свою жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда. – Быстрый напор Турок встречен был холодно, и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжалась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска Сербов, но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в первых рядах; раненный, на истомлённом коне, он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием Сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места со своими дружинами. Князь Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведён с несколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом рассечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. «Отрубить ему голову», сказал султан. – «Нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его», сказала дружина князя. Так умер христианский князь.
Тело страдальца князя, едва найденное, погребено в ближайшем храме Приштинской епископии. Спустя два года и 8 месяцев, оно оказалось нетленным и тогда перенесено в Задушбину князя – в Раваницкий монастырь; здесь оно положено было в мраморном гробе. Тогда же написана была служба св. кн. Лазарю. В ней молились: «иже вьса приведы от небытиа в бытие, иже от Девы неискусомужние нас ради въплъщсе, Измаила врага покоры борющего нас, деспоту нашему победу даруй молбами твоего Лазаря и Рождъшее Те, Слово Божие». В 1683 г., во время войны Турок с Немцами, старая Раваница совсем была опустошена магометанами, и иноки её перенесли мощи св. князя в одну из обителей Фрушской горы, названную новой Раваницей.
Современный описатель подвига св. мученика Георгия Софийского пишет: когда князь Лазарь побеждён был Турками на Косовом поле, его одного прославил Бог: тело его доныне пребывает невредимым, чему был я очевидец; глава его отсечена и обагрена кровью; смотря, думаешь, как будто ныне она отсечена; – испускает благовоние... Ведь и Мурат тогда же убит и с ним пало несчётное число Турок: и однако не явились знамения ни на начальнике, ни на подчинённых, – все истлели.
Живыми чувствами исторической правдивости дышат слова, вышитые золотом вдовой деспота Углеша инокиней Евфимией, на шёлковом покрове, приготовленном для Лазаревой гробницы.
«Среди благ мира сего воспитывался ты от юности, о новый мученик, князь Лазарь! Крепкая рука Господня являла тебя крепким и славным между властителями земли. Господствовал ты над страной отечественной и вручённых тебе христиан утешал счастьем. Мужественной душой и с решимостью святого вышел на змия супостата Церквей святых. «Нельзя терпеть того, положил ты, чтобы христианами обладали Измаильтяне; если же нельзя того достигнуть, пусть обагрюсь кровью моей, соединюсь с воинством Царя Небесного». Два желания твои исполнились. Змия убил ты и получил венец от Бога. Не оставляй же в забытье детей твоих, оставшихся сирыми после отшествия твоего. Ты переселился к небесным радостям, а любезные дети твои – в скорбях тяжких. Ими обладают Измаильтяне. Все мы требуем помощи твоей. Молим тебя: молись общему Владыке за возлюбленных чад твоих и за всех с любовью служащих им. Много скорбей тяготеют над детьми твоими. Вкушающие хлеб их поднимают на них ковы, забыв твои благодеяния, мученик! Ты переселился с земли, но знаешь страдания детей твоих и как мученик имеешь дерзновение перед Господом. Приклони колени перед венчавшим тебя... Странную меня ты покоил телесно: ныне прошу о сугубом – утиши жестокую бурю души и тела моего. Евфимия усердно приносит тебе сие, святой.
В 1550 г. Паисий, игумен Хиландарского монастыря, явясь с тремя старцами к царю Иоанну, поднёс ему в дар «образ святого краля Милютина и св. князя Лазаря и службу им».