Празднование Гребневской иконе Богоматери
Когда великий князь Дмитрий Иоаннович Донской возвращался, после победы над Мамаем, с берегов Дона в Москву и достиг города Гребени на реке Чири, впадающей в Дон; жители сего города поднесли ему икону Богоматери, прославившуюся у них чудотворениями и получившую от сего наименование Гребневской. Великий князь с верой принял сию икону и, по прибытии в Москву, велел поставить её в Московском Успенском соборе.
Правнук Донского великий князь Иоанн Васильевич, собираясь в 1471 г. в поход против Новгорода, дал обет построить церковь в честь Успения Богоматери, её чудотворной иконы Гребневской, которую брал с собой в поход. Обет его увенчался Шелонской битвой 1472 года; он исполнил его сооружением в Московском посаде деревянной церкви в честь Успения Богоматери, тогда как большой Успенский собор ещё не был кончен строением. В эту церковь Иоанн III поставил образ Гребневской Богоматери, украсив его серебром и драгоценными каменьями. На киоте образа велел написать акафист Пресвятой Богородице, в похвалу её и в благодарность за дарование ему сына Василия.
С этим св. образом Русские дружины отразили в 1612 году Поляков на Сретенской улице. Летопись говорит, что «от церкви Гребневской Богоматери князь Дмитрий Трубецкой двинулся на освобождение Китая и Кремля от Польской сволочи и Русских изменников».
В пожар 1687 года церковь Гребневской Богоматери вся объята была пламенем, так что не успели вынести и образа её; но он чудесно сохранён и, по словам летописи, «внезапу обретеся на воздухе». В XVIII столетии церковь Гребневская обновлена была из усердия к чудотворному её образу. Царевна Наталия Алексеевна – сестра императора Петра Великого, украсив чудотворный образ от своих сокровищ, пешая сопровождала его из Преображенского села в церковь Успения Божией Матери на бору, и там, совершив молебное пение, поставила святыню на своё место. Возобновлению сей церкви особенно содействовал Стефан Яворский; им засвидетельствованы и чудеса, бывшие от Гребневской иконы.
В церковь Гребневскую доныне не престают стекаться Московские жители на поклонение чудотворной иконе: многие поднимают её к себе в дома. С тёплой верой притекающим не иссякает источник исцелений и утешений от святыни.