Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление препод. Поликарпа, архимандрита Печерского

 Преставление препод. Поликарпа, архимандрита Печерского

Преп. Поликарп, приняв пострижение в обители преп. отцов Антония и Феодосия, ревностно старался подражать высокому житию их. Примерно-строгая жизнь его и духовная рассудительность расположили братию (в 164 г.) по смерти Акиндина избрать блаженного в игумена – архимандрита Печерского. В начале его игуменства блаж. Афанасий высказал сильную проповедь свою братии Печерской: «кайтесь и слушайтесь игумена», и потом затворился в пещере на 12 лет, для плача. Великий князь Ростислав любил блаженного Поликарпа: каждую субботу и воскресенье Великого поста приглашал его к своей трапезе вместе с 12 старцами, чтобы наслаждаться беседой его; он слушал наставления его и в другие времена. Когда высказывал он перед ним своё желание удалиться от дел мирских в обитель, рассудительный игумен объяснил князю его обязанности. «Князь, говорил он ему, Господь требует от тебя иных подвигов, – наблюдай правду в суде и оберегай Русскую землю; впрочем предоставь себя воле Божией». – В 1167 году благочестивый великий князь Ростислав умер, и для Поликарпа наступили тяжкие скорби. Он положил в своей обители разрешать пост среды и пятка для Господских праздников, следуя указанию умного митр. Никифора. Тому же хотели следовать Черниговский князь и некоторые другие. Митр. Константин восстал против того. Созван был собор. На соборе мнения разделились. Сторону митрополита поддерживали Черниговский епископ Антоний, родом Грек, и Переяславский епископ Антоний. Другие защищали Поликарпа и говорили: «пусть следуют в обителях рассуждению настоятелей их». Князь Андрей Боголюбский писал, что следует удалить Константина с кафедры и рассмотреть дело на новом соборе, беспристрастно. Киевский князь не решился на меру, предложенную кн. Андреем. – Такое положение дела зависело и от того, что предмет, о котором рассуждали, подвергался спорам и на Востоке. И однако, когда епископы и князья, несогласные с мнением митрополита, удалились из Киева, Константин с двумя Антониями осудил Поликарпа на заточение. Черниговский князь с своей стороны не пустил Антония в Чернигов. Киевляне убеждены были, что с блаж. Поликарпом поступлено было несправедливо. Когда в 1189 г. князь Мстислав Андреевич взял Киев и дозволил своим войскам грабить жителей, кафедральные храмы и монастыри, в течении трёх дней, – Киевляне говорили, что это допущено за неправду митрополита перед игуменом Поликарпом. – То было время для Киева очень горькое. Лавра одна из Киевских обителей уцелела тогда, хотя и была зажигаема Берендеями, союзниками кн. Мстислава. – Так не напрасно преп. Афанасий побуждал Печерских иноков каяться и молиться. В феврале 1170 г. Печерский игумен Поликарп и игумен Андреевский переносили из Вышгорода в Киев умершего князя Владимира. – Значит, блаженному Поликарпу уже возвратили тогда начальствование над лаврой. В 1174 году вместе с митрополитом встречал он нового великого князя. В смутах времени ещё 8 лет управлял он обителью, будучи глубоким старцем. Киевская летопись говорит о 1182 г.: «в то же лето преставися блаженный архимандрит, игумен Печерский Поликарп мес. июля в 24 д. – и спрятавше тело его, погребоша с конечными песнми, якоже сам заповеда». – Современная летопись, называя Поликарпа блаженным, даёт видеть, что тогда уже узнали о Богоугодной жизни Поликарпа. Мощи его, нетленно почивающие в Антониевой пещере, свидетельствуют, что преп. Поликарп точно угодник Божий.

Примечания
1* Собр. л. 2, 93. 94. 1, 84. 7, 79. 80. – о том, что издавшие в XVII Печерский патерик напрасно привяли Поликарпа, писавшего в 1230 архим. Акиндину 2 о Печерских отцах, за блаж. архимандрита Поликарпа, любимого Ростиславом, – писал уже Карамз. 3, пр. 171. Ошибка издателей очевидна. См. Мая 10.
2* См. о св. Афанасии дек. 2. Μ. Сильвестр о св. Афанасии: «жил при святом игумене Поликарпе». Patericon, р. 144.
3* Собр. л. I, 84. II, 93. 94. VII. 79. 80.
4* Собр. л. I, 151. II, 236. Истор. ерес. и расколов, 39–60. Ист. Русск. Цер. 150–161.
5* Собр. л. II. 98–101. I, 151. VII, 84. IX, 237–239. Распределение событий 1154–1174 г., перепутанных по спискам летописей. – У Погодина в статье: кн. Авдрей Боголюбский, СПб. 1849 г. в исследов. 4, 113–116. Киев. лет.: «зажьжен бысть и монастырь Печерский святыя Богородицы от поганых, но Бог молитвами святыя Богородицы съблюде и от таковыя пужа».
6* Собр. л. 2, 107. Под 1182 г.: «по смерти его бысть мятеж в монастыре: по старци бо оном не могоша избрати себе игумена».
7* Собр. л. 2, 126.
8* Ркп. святцы: «преп. архимандрит Поликарп преставися в л. 6690 (1182) июля в 24 д.» Святыни Киева, стр. 44, описан. Киевск. лавры, стр. 108.