Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление преп. Леонида Устьнедумского

 Преставление преп. Леонида Устьнедумского

Блаж. Леонид, родившийся поселянином в Пошехонском уезде, на 50 году видел сон, повелевавший ему идти в Моржевскую Николаевскую пустынь, что на Двине, взять там икону Пресв. Богородицы Одигитрии и с ней устроить храм на р. Лузе в Туриной горе. Он не решился следовать этому видению, считая его простым сном, и отправился в Кожеозерский монастырь, где постригся и прожил около трёх лет. Отсюда пришёл он в Соловецкий монастырь, где трудился в пекарне. Сновидение повторилось ему здесь ещё раз. Он перешёл в Моржевскую пустынь и спустя год открыл настоятелю своё видение. Получив икону Одигитрии, он отправился на р. Лузу и близ Туриной горы, при р. Якутице (в 80 вер. от Устюга), устроил себе хижину из хвороста; потом, уступая насилию поселян, отошёл по р. Лузе на две версты и здесь с помощью селянина построил себе келью и часовню; посвящённый в иеромонаха в 1608 г., построил

он храм во имя Введения Божией Матери, где поставил икону Одигитрии. Ныне это – в 80 вер. от города Лальска. Болота, окружавшие это место, делали обитель почти неудобной для общежития. Для осушения их Леонид прокопал канал от реки Лузы до Чёрного озера, от Чёрного озера до Святого и от Святого до Чёрной речки; всего прорыто им 840 саж. Во время этого труда Леонид ужален был у Чёрного озера змеёй и сначала встревожился мыслью о последствиях яда; но потом, с упованием на Бога, положил не думать и остался здоров. По этому случаю назвал он канал Недумой рекой, и обитель назвалась Усть-недумской. Край тот, где поселился труженик, был край пустынный и глухой. Он долго и после назывался «Луской Пермцей», т. е. частицей страны диких Пермяков. Отселе понятно, какое значение имела пустынь Леонида для этого дикого края в церковном и гражданском отношении. Преп. Леонида справедливо чтут просветителем «Пермцы». Сколько борьбы вынес он с природой негостеприимной! Канал, проведённый трудами его, значительно осушил болота; но Луза во время разливов затопляла пустынную обитель. Потому преподобный вынужден был наконец перенести постройки на мыс, возвышающийся над Чёрным озером. Здесь построенный храм освящён был мая 25-го 1652 г., а в 1654 г. июля 17-го преп. Леонид окончил труженическую жизнь свою на 100 году от рождения. Власяница его поныне сохраняется в бывшей монастырской, ныне приходской, Введенской церкви; здесь же почивают мощи его под спудом.

Примечания
1* Кожеозерский монастырь в Моск. вед. 1852 г. № 33. 34. Здесь был он келарем и след. жил не один год (Словарь энциклопед. 3. 153).
2* Слава Богоматери 3, 2, стр. 67. 68.
3* А. э. 4, 316.
4* Ист. иер. 6, 581–583. Свед. о монаст. 76. 77. По грамоте 1691 г. «за Недумской пустыней» было «15 дворов половничьих» тех, которые обрабатывали монастырскую землю, с удержанием половины доходов в свою пользу (А. э. 4, 452).