Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Свв. мучч. Космы и Дамиана, безмездных врачей, пострадавших в Риме

Свв. мучч. Космы и Дамиана, безмездных врачей, пострадавших в Риме

Св. Косма и Дамиан – родные братья. Отец их был язычник, мать – благочестивая христианка, Феодотия. Оставшись вдовой, Феодотия посвятила всю свою жизнь на то, чтобы дать детям благочестивое воспитание и образование, посредством которого они приносили бы пользу ближним.

Благочестивая мать поэтому дала своим детям средства получить медицинское образование, благодаря которому они оказывали пользу ближним вовремя их телесных недугов. А воспитав сыновей своих в благочестивой христианской жизни, Феодотия сделала их способными подавать ближним и нравственную помощь. При высоконравственном состоянии своего духа они в врачебном искусстве превзошли и своего учителя врача – язычника.

Время, когда жили сии святые врачи, было временем первоначального распространения христианства между язычниками. Св. врачи, исцеляя тело ближних, желали блага и их душе. Всецело посвятивши себя благу ближних, они, при лечении больных, чужды были корыстолюбия. Мало того, будучи людьми богатыми, они не только ничего не брали за лечение, но и раздавали из своего имущества бедным. При лечении больных они заявляли, что жизнь наша зависит от Бога и что, при лечении, их немощная сила потому и имеет крепость, что с нею действует сила Божия. И, действительно, кто не испытывал на себе кроме действия лекарств и нравственного влияния врача? Тем более не могли не испытывать на себе влияния силы Духа больные от Космы и Дамиана, как людей святых, на которых видимо почивала сила Божия.

Св. Косма и Дамиан, врачуя болезни телесные, проповедовали в тоже время веру во Христа, пришедшего на землю обновить всю природу человека, как душевную, так и телесную.

Святость жизни Космы и Дамиана, их всегдашняя готовность пособлять бедным и больным, усердие к ближним, простирающееся до того, что св. врачи лечили и скот болеющий, и нравственное влияние святых, проникнутое силою Божией, побуждали язычников вслушиваться в проповедь о Христе. И весьма многие из язычников – благодаря проповеди св. врачей словом и делом – приняли христианство.

Св. Косма и Дамиан, посвятившие свою жизнь благу ближних, врачевали больных, как мы уже сказали, бесплатно и даже из своего имущества уделяли бедным. Вследствие этого никто не мог заподозрить их в лечении ради корысти.

Но получавшие врачебную помощь не могли не быть благодарными к своим благодетелям, несущим ради них самоотверженные труды. Они готовы были последним поделиться с своими благодетелями, хотя святые, имея в виду, что на них обращены взоры язычников, ищущих случая укорить их в корыстолюбии, избегали всяких благодарностей.

Одна женщина, истратившая на лечение себя огромное богатство и осуждённая другими врачами на смерть, услышала о врачах Косме и Дамиане и пригласила их к себе. Святые, употребивши своё врачевство и призвавши в своей молитве имя Божие, скоро восстановили больную от одра. Больная не находила слов, как благодарить Косму и Дамиана. Она предлагала им богатые дары, но они отказались. Наконец, она решилась убедить одного из них принять что-нибудь в знак благодарности. Она прислала Дамиану три яйца, сказавши, что присылает их во имя Св. Троицы. Дамиан, услышав о Св. Троице, принял эту благодарность. Но Косма, узнавши об этом, долго был недоволен за это на брата, не потому, конечно, чтобы считал грехом получить за свои труды средство для своего существования от лиц состоятельных или вообще от общества, а потому, что боялся подать повод язычникам укорять христианских врачей в корыстолюбивых целях.

Между тем, пользовавшиеся врачебною помощью от Космы и Дамиана, а также видевшие их самоотвержение, до такой степени были исполнены любви и благодарности к св. врачам, что не только готовы были жертвовать для них из своего имущества, но за них готовы были и жизнь свою положить.

В 284 году по рождестве Христовом было воздвигнуто гонение на христиан. Завистники славы Космы и Дамиана донесли гонителю христиан Аврелию Карину, что врачи Косма и Дамиан исповедуют христианскую веру и что они будто бы волшебством лечат людей и скот. Аврелий Карин послал воинов схватить Косму и Дамиана. Узнав об этом, верующие стали просить св. врачей укрыться от воинов. Долго не соглашались св. врачи на просьбу верующих и хотели сами отдаться в руки воинов, но слёзы облагодетельствованных ими и мольбы о том, чтобы они ради блага ближних не отдавали себя на смерть, побудили их укрыться в одной пещере. Воины, узнав, что христиане где-то укрыли своих врачей, схватили вместо них несколько других человек в той стране, где укрылись св. врачи. Схваченные, несмотря на то, что были обложены тяжёлыми веригами, и взяты были с тем, чтобы быть отправленными в Рим на смерть, решились лучше умереть, чем указать место, где были скрыты святые врачи. Узнали об этом Косма и Дамиан и не захотели, чтобы за них страдали другие. Они сами явились пред лицом гонителя христианства.

Торжественно, среди множества народа, гонитель стал укорять Косму и Дамиана за веру во Христа и за их мнимые при лечении волшебства (знахарства). Святые твёрдо исповедали свою веру во Христа и то, что они, как христиане, ненавидят волшебство, и что они исцеляют больных силой Господней, которая щедро своей мудростью рассыпала по земле всё полезное для здравия человека. Промысл Божий судил и самому гонителю испытать действия врачевства св. Космы и Дамиана. Когда он был ими исцелён от страшной болезни, они были отпущены. Слава св. врачей после этого ещё более возросла, и имя Христово между язычниками стало ещё более прославляться.

Врачи языческие особенно стали завидовать их славе и старались их убить. Врач, бывший прежде учителем врачевства Космы и Дамиана, теперь притворившись их другом, пригласил их, будто бы, с целью пойти вместе с ними на горы собирать врачебные травы. И там, собирая вместе с ними травы, он умертвил св. врачей Косму и Дамиана, доставивши мученический венец за усердие к благу ближних посредством врачевства. Память Космы и Дамиана св. церковь празднует 1-го июля и 1-го ноября.

В Крыму у подошвы Чатыр-Дага существует источник, называемый источником св. Космы и Дамиана. К этому источнику, считаемому целебным, с давних времён к 1-му июля, дню памяти святых, ежегодно стекается множество Богомольцев; даже и Магометане нередко привозят своих больных. Священники из Бахчисарая и Симферополя приезжали сюда на это время для совершения чина освящения воды и молебнов. По мысли преосвященного Иннокентия, здесь устроен монастырь в 1856 году.