Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление св. Симеона, епископа Тверского

 Преставление св. Симеона, епископа Тверского

В рукописных святцах Симеон, епископ Тверской, поставлен между святыми русской Церкви. Летописи разных времен, говоря о нем, называют его «преподобным епископом», чем показывают в нем подвижническую, святую жизнь.

Блаженный Симеон был первым Тверским епископом, а седьмым Полоцким епископом. По некоторым памятникам, он был из рода князей Полоцких. Последнее подтверждается и тем, что множество земель и угодий роздано им Полоцким обителям и церквам. Скорби времени заставили его оставить Полоцк. В 1263 г. убит был князь Миндовг, женатый на княжне Тверской. Тогда же лишен был жизни и племянник его, князь Полоцкий, Товтивилл. Сын Товтивилла скрылся в Новгород; другие князья и бояры бежали, кто куда мог. Полоцкий епископ, заведовавший и прежде того церквами Тверского княжества, уклонился от бед в Тверь, тем более, что в то же самое время Тверский князь Ярослав Ярославич стал великим князем России и любимую им Тверь избрал в свой престольный город. – Благоверный князь принял блаженного пастыря со всею любовию: он наделил Тверскую кафедру его богатыми имениями и угодьями. По летописи, блаженный пастырь в 1271 году с любовию отдавал последний долг любви и уважения почившему благотворителю своему. Великий князь Ярослав Ярославич скончался на пути из Орды, и его привезли в Трерь для погребения; «Тверской епископ Симеон совершил над ним обычное надгробное пение, и его положили в соборном храме св. Козмы и Дамиана». Блаженный Симеон управлял паствою, как пастырь искренний, как один из лучших пастырей церкви. По свидетельству летописей, он был «учительный и хорошо знакомый с книгами; не боясь неприятностей и бед, вступал в спор с князем и вельможами, а нищим и сиротам благотворил. Снисходительный и добрый для обижаемых и несчастных, внимательный к чину иноческому и священническом у, он бы л грозен для оскорблявших правду и добродетель, – они боялись его. Памятники древности передают разговор его с Полоцким князем Константином. «Константин, князь Полоцкий, называемый Безрукий, желая уколоть своего тиуна, сказал вслух всех епископу: «где будут наши тиуны на том свете?» Владыка Симеон отвечал: «там же, где и князь». Князю это не понравилось и он сказал: «тиун судит неправо, берет деньги, продает и мучит людей, делает все худое; а я что делаю?» Владыка сказал ему: «если князь добр и Богобоязнен, жалеет людей, любит правду, и потому выбирает в тиуна или властелина человека доброго и Богобоязненного, умного и правдолюбивого: то князь будет в раю и тиун его с ним. Если же князь без страха Божия, не жалеет христиан, не думает о сиротах и вдовах, и поставляет начальника злого, нерассудительного, только бы добывал ему куны (деньги), пускает его, как голодного пса на падаль, губить людей: то и князь будет в аду и тиун его с ним. Говорю вам, князьям и наместникам: утешайте печальных, избавляйте слабых из руки сильных. Богатые обижают их, и они к вам приходят как к защитникам добрым. Вы же, князья и наместники, подобны дождевой туче, пущающей воду над морем, а не над землею жаждущею. Вы тем дасте и помогаете, у которых много серебра и золота, а не тем, которые не имеют ни пенязя; бедных отдаете в рабство, а богатых наделяете щедро». Это свободное, бестрепетное обличение сильных земли, это чистое сознание требований правды древность русская почтила тем, что внесла его в общие руководства правосудия. В 1276 г. пожар истребил жилые строения гор. Твери; истреблены были и все храмы, за исключением одного. Заботливому святителю много надо было употребить трудов для построения дома святительского и храмов. В 1282 году снова был пожар в Твери. Ветхий деревянный кафедральный храм св. Козмы и Дамиана был разобран и на его месте в 1285 г. святитель основал каменный кафедральный храм в честь Спасителя. В следующем году святитель имел утешение видеть опыт искренней любви паствы своей к пастырю. Хищные Литовцы внезапно напали на церковные волости Тверского владыки и ограбили их. Тверитяне добровольно, сами собой, бросились за хищниками, догнали их и отняли все награбленное. Такой князь, каков был святой Михаил Ярославич, употребил все, чтобы новый собор строился без замедления и остановок. Но прочный великолепный храм не мог быть построен скоро. Святитель, чувствуя, что при его старости не доживет он до освящения нового собора, и скучая без служения при кафедре, столько отрадного для печальной старости, освятил (1287 г.) в созидавшемся соборе подвижной престол, чтобы молиться здесь вместе с паствою, нока может. И точно, он мирно почил 3-го февраля 1289 года а храм был освящен преемником его, епископом Андреем, в 1290 году.

Примечания
1* В 1285 г. «заложена бысть церковь каменная на Твери преподобным епископом Семеоном». Собр. л. 1, 207. В 1320 г. «положиша тело святаго великаго князя Михаила в церкви св. Спаса на десной стране, подле преподобнаго епископа Семеона». Cобр. л. 5, 216.
2* Воск. л. под 1289 г.: «преставися Семеон, первый епископ Тверский». Собр. л. 7, 179. Ник. л.: «служиша в ней (в кафедр. Спаской церкви) Господеви епископи мнози Тверстии Божественную и священную службу: первый Семион при великом князе Михаиле Ярославиче; 2 Андрей, при нем же; 3 Варсонуфий, при великом князе Михаиле и при сынех его Димитрие, Александре, Константине и Василие; 4 Феодор, при великом князе Константине Михаиловиче; 5 Феодор, при великом князе Василие Михаиловиче; 6 Василий; 7 Евфимий Вислень, при князе Михаиле Александровиче; 8 Арсений чудотворец». Никон. Л. 4, 284. По этому известию следует исправить ошибки в Ист. иер. 1, 274, 275.
3* Платона Ист. Рос. Ц. 1, гл. 7.
4* Ист. иер. 1, 274. В списке епископов по Никон. л. (т. 1, прилож. стр. 5): «Семион из Полоцка; Андрей из Литвы». Собр. л. 7, 179.
5* Так говорят акты иезуитов на имения, которые отняты были у православия.
6* См. мая 20-го житие е. Довмонта.
7* Собр. л. 1, 60. Собр. грам. 1, 297. 298.
8* Никон. л. 3, 54. 65. Собр. л. 1, 28. 29.
9* Троиц. летоп. у Карамз. 4, пр. 178.
10* Никон. л. 3, 86.
11* Карамз. 4, пр. 178.
12* Обличение святителя внесено было в «Мерило праведное» – юридический сборник. Правосл. Собесед. 1851 г. 1, 19. 92. Розенкампф о кормчей 217. 218.
13* Собр. л. 1. 36. Сурманова ист. свед. о Тверском княж. 1778 года.
14* Собр. л. 1, 107. 4, 44. Никон. л. 3, 87. 88. Карам. 4, пр. 178. 182.