Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преп. Исаакия Затворника

 Преп. Исаакия Затворника

Преподобный Исаакий служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям; но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые незримою силою Божиею (1 Кор. 10:13).

Исаакий был богатый купец Торопецкий. Предлагаем повествование о нем преп. Нестора. – Пожелав быть иноком, он роздал все свое имение нищим и по монастырям и пришел в пещеру к Антонию, с просьбою постричь его в иночество. Антоний принял его, облек его в одежды чернца и назвал Исаакием, а прежнее его имя было Чернь. И вот Исаакий начал вести жизнь строгую: надел власяницу, велел купить козла, снял с него кожу и сверх власяницы покрылся сырой козлиной кожею, которая на нем и высохла, затворился в тесной пещере, в четыре локтя, и здесь молился Богу со слезами; пищею его служила просфора и то чрез день, и воды пил он в меру. Антоний приносил ему то и другое, подавая в оконце, в которое едва проходила рука. Так провел он 7 лет, не выходя на свет, не ложась на бок, но видя предаваясь не надолго сну. Обыкновенно с вечера начинал он класть поклоны и петь псалмы, и проводил так до полночи; когда же утомлялся, то садился.

Раз сидел он, отдыхая, и свеча уже погасла. Внезапно пещеру озарил свет, яркий как солнечный; входят два светлые юноши, лица их блистали как солнце. «Исаакий, сказали они, мы Ангелы, и вот идет к тебе Христос, поклонись Ему». Он не понял бесовского действия и, не оградив себя крестным знамением, ни сознанием своето недостоинства, подошел и поклонился до земли, как Христу, бесовскому действию. Бесы воскликнули: «ты наш, Исаакий». Ввели его в келийцу, посадили и сами сели около него; ими наполнилась не только келья, но и пещерная улица. Один из бесов, мнимый Христос, сказал: «возьмите дудки, бубны и гусли и играйте, пусть Исаакий пляшет с нами». И начали играть на дудках, бубнах и гуслях. Истомили его до того, что оставили его едва живым; наругались над ним и ушли. На утро, когда стало светло и пришло время для вкушения хлеба, Антоний по обыкновению пришел к оконцу и сотворил молитву, но ответа не было. Антоний подумал: видно уже преставился, и послал в монастырь за Феодосием и братиею. Откопали пещеру и вынесли его как мертвеца. Но тут заметили, что он еще жив. Игумен Феодосий сказал: «это дело бесов»; его положили на постель. Антоний ходил за ним. Когда же от гнева Изяславова за Всеслава Антоний удалился к Святославу в Чернигов (это было в 1068 г.), «Феодосий принес Исаакия в свою келью и стал ходить за ним. Исаакий был в таком расслаблении, что не мог встать или сесть, и лежал на одном боку; оттого не раз заводились черви под бедрами его. Феодосий своими руками обмывал его. Так прошло два года. И чудное дело! Два года лежа, не принимал он ни хлеба, ни воды, и оставался немым и глухим. Феодосий крепко молился за него, днем и ночью. На третьем году стал он говорить и слышать и начал ходить, но как младенец. В церковь не хотел ходить, но его приводили насильно; потом приучали его ходить в трапезу; здесь клали перед ним хлеб, но он не дотрагивался до него, если кто из братии не положит ему в руку. Феодосий сказал: «пусть сам приучается есть», и неделю не брал он хлеба; потом, оглядевшись, стал брать». Так мало-помалу оправился он от страшного потрясения.

Возвратясь к прежнему здоровью, Исаакий начал опять вести жизнь строгую. Он уже нс пошел в пещеру; облекся во власяницу, а поверх ее надел толстую свиту и стал юродствовать. Это было уже при игумене Стефане. Он стал помогать поварам в кухне варить пищу на братию. К утрени приходил первый и стоял неподвижно. В морозы ходил в протоптанных башмаках; ноги его примерзали к камню, но он не двигался, пока не оканчивали утреннего пения. После утрени шел в поварню, готовил дрова, воду, огонь. Один из поваров, называвшийся также Исаакием, раз, смеясь, сказал ему: Исаакий! вон сидит черный ворон, иди поймай его. Он, поклонясь ему до земли, пошел, поймал ему ворона и принес в виду всех; повара изумились и сказали о том игумену и братии. С того времени братия стали уважать его. Но он, избегая славы человеческой, начал в юродстве оскорблять то игумена, то братию, то мирян, так что иные били его.

Он вошел опять в ту пещеру, в которой жил; собрав к себе детей, облекал их в чернеческие одежды; за то доставалось ему и от игумена Никона, и от родителей детей тех. Он переносил все: и побои, и наготу, и холод. В одно время затопил он у себя печь в пещере; печь была худая, огонь разгорелся и стал вылетать сквозь щели печи. Не имея чем заслонить печи, он босыми ногами стал на огонь и сошел только тогда, как прогорела печ. Много и другого рассказывали о нем, говорит преподобный летописец, а иное и сам я видел. Он до того, наконец, взял силу над бесами, что считал ни во что их мечты и страхи, встречал как мух. «Вы обманули меня прежде в пещере, говорил он, но от того, что не знал я тогда ваших хитростей; теперь же со мною Господь Иисус Христос, мой Бог, и молитва отца моего Феодосия; надеюсь победить вас». Бесы творили ему много пакостей. «Ты наш, говорили они, ты пoклонялся нашему старейшине и нам». – «Ваш старейшин – враг Христа, и вы – бесы – бесы злые», отвечал он, ограждаясь крестным знамением, и они исчезали. Иногда приходили к нему ночью и, стараясь навести страх на него, являлись многолюдною толпою, с заступами, и шумели: «раскопаем эту пещеру и его погребем здесь»; другие кричали: «беги, Исаакий, хотят тебя погребсти». А он отвечал: «если бы вы были добрые, то пришли бы днем; но вы тьма, во тьме ходите, тьма доля ваша». И осенял их крестом и они исчезали. В другой раз страшили его то медведем, то диким зверем, то волом, или же ползли к нему змеи, лягушки и всякая гадина. Но ничего не могли сделать с ним. «Победил ты нас, Исаакий!» сказали они наконец. «Вы победили меня в образе Христа Иисуса и Ангелов, отвечал он, не будучи достойны такого образа; теперь вы являетесь в подлинном своем виде, в образе зверей, скотов, змей и гадин; вы точно гадки и злы». Бесы исчезли и после того более не тревожили его. Он сам говорил, что последняя брань продолжалась у него три года. Последние годы провел он еще строже, в воздержании, посте, бдении. Когда он разболелся в пещере, его перенесли в монастырь и на восьмой день скончался он при игумене Иоанне. Так повествует преподобный Нестор.

По повествованию Поликарпа, преп. Исаакий был в числе отцов, исцеливших молитвою обольщенного Никиту, что было при предшественнике Иоанна (1102 года), игумене Никоне (1088 года). Итак преп. Исаакий скончался не прежде 1090 года, и после исцеления своего провел в подвигах около 20 лет. Мощи его открыто почивают в пещерах преподобного Антония, а часть их перенесена из Киева в Торопец игуменом Кудина монастыря в 1711 году. 

«Исаакий, многими страданиями низложивший прелесть диавола, молит Тебя, Христе, избавить от ее искушений; спаси нас, многомилостивый».

Примечания
1* Собр. лет. 1, 82–86. 74. 259–261. Нельзя не заметить, что печат. Патерик, во своему излагая повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор.
2* Опис. лавры стр. 105. Ркп. святцы: «преп. Исаакий Затворник». В минее Макария под 27 апреля «слово о Исаакии монасе, его же прельсти диавол». В печат. прологе – то же. То же и в ркп. прологе Румянцева № 325. В минее св. Димитрия память преп. Исаакия 14 февр.
3* Мелетий Сириг в каноне. Акафисты, К. 1674 г.