† Преставление блаж. Максима митрополита
Блаж. Максим, родом Грек, прибывший в Киев в сане митрополита всей России в 1283 г., испытал много скорбей во время служения своего. – Лишь только прибыл он в Киев, как отправился в орду к хану, чтобы быть утверждену в своём звании. В следующем году приглашал он к себе епископов России, вероятно для того, чтобы объявить содержание ханского ярлыка о духовенстве. В 1285 г. сам он путешествовал по епархиям России для надзора за благочинием. Тогда-то встречал его будущий преемник его, блаж. игумен Пётр. Тогда был он в Новгороде и Владимире. В 1295 г. дела заставили его снова прибыть во Владимир, – он низвёл здесь с кафедры епископа Иакова и посвятил Симона. На юге, вблизи Татар, только с мечом в руке, можно было по временам иметь покой. Грабёж и насилия Татарских властей в 1299 г. дошли в Киеве до того, что не было более возможности жить. «Весь Киев разбежался, говорит летопись; митрополит Максим, не быв в состоянии переносить насилия Татар, поспешно удалился из Киева в Брянск; а отселе со всем имуществом переселился он в Суздальскую землю». Не легко было святителю расстаться с древним местом кафедры и искать новое. Предшественник его большую часть времени проводил во Владимире, где жил вел. князь; но кафедра его оставалась в Киеве. Теперь пришлось принимать другое решение. Князья и пастыри севера, конечно, будут довольны близостью к ним митрополита; но не будут довольны удалением его из Киева князья и пастыри юга. – На самом севере так непрочно место в. князя: то он во Владимире, то в Переяславле, то в Твери. Что делать? Блаженный митрополит проливал тёплые молитвы перед Богоматерью и об указании ему воли Божией. И Богоматерь, благая Мать страждущих, успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает святителя Максима приемлющим омофор из рук Богоматери. Надпись на иконе, хотя и не современная иконе, говорит: «сей святой и чудотворный образ Пресв. Богородицы написан бысть в л. 6807 (1299). По видению Максима митрополита Владимирского и всея Руси, чудотворца, Гречина родом; егда ему пришедшу от Киева во Владимир и от путного шествия в кельи своей маю и уснувшу, абие видит, аки на яве, свет велик и необычен и в том свете явися ему Пречистая Дева Богородица, держащи на руку превечнаго Младенца и глагола: рабе Мой Maксиме! добре пришел еси семо посетити град Мой, и подаде ему омофор, глаголя: приими сей омофор и паси в граде Моем словесные овцы. Он же прием возбудися от сна и в кельи никого же виде. И омофор обретеся в руце его. Он же страхом объят бысть на мног час, абие поведа в. кн. Андрею и построиша ковчег злат и положиша в него той омофор и прославися сие чудо по всей Русской земле и Палестине. И повеле написати сей образ тем подобием якоже виде Максим святой. – А омофор святой во время безбожнаго царевича Талыча, егда плени град и разори, где скончался, неведомо». После успокоительного видения святитель смело приступил к распоряжениям о своей кафедре. Он перевёл Владимирского епископа Симеона в Ростов и взял в своё ведение Владимирскую епархию; во Владимир переведён и весь причт митрополита, а в Киеве для надзора за благочинием стали жить наместники митрополита. – В следующем году был он в Новгороде, где с двумя епископами посвятил архиепископа Феоктиста. В половине 1301 г. заседал он на Константинопольском соборе, где, по его воле, Феогност, Сарайский епископ, предлагал для решения вопросы о нуждах Русской Церкви и записывал ответы. – Вероятно, по возвращении с сего собора, митрополит разослал «всем христианам правоверным» правило о постах и хранении законного брака, – Когда по смерти в. кн. Андрея престол великокняжеский по праву старейшинства следовало занять Тверскому князю Михаилу Ярославичу, а Юрий Московский, по властолюбию, шёл в орду искать того же престола, блаж. святитель со всей любовью уговаривал Юрия отказаться от недобрых намерений. Юрий был не таков, чтобы слушаться святителя; ему нипочём было и нагло лгать перед святителем: «иду, отче, в орду, но не хощу великого княжения», говорил Юрий. Это было в 1304 г. В следующем году святитель с утешением посадил во Владимире на великокняжеский престол блаж. князя Михаила. – Дек. 6-го 1305 г. святитель окончил подвиг земной жизни своей и положен был во Владимирском соборе. – Имя его – в древних святцах, где называется он святым и чудотворцем. Известно и «сказание о святом и блаженном митрополите Максиме», –Новое известие говорит, что, при поправке пола во Владимирском соборе, нечаянно сдвинута была крышка с его гроба и в гробе видели мощи и одеяние его.