Св. Феодоры. Кесарийской
Дочь аристократической фамилии, плод молитв благочестивой матери, блаженная Феодора с детства воспитывалась в Кесарийской обители св. Анны. Отец её был патриций Феофил, мать Феодора. Мать долго была бесплодной и часто молилась о разрешении неплодия её; когда родилась дочь, мать дала обет посвятить её Богу. В выполнение обета дочь воспитывалась в обители и полюбила уединение её. У св. Василия, архипастыря Кесарийского, разрешён был вопрос: «с какого возраста надобно дозволять произносить обет о посвящении себя Богу?» Как видно и в его время были строгие судьи делам благочестия и осуждали за принятие детей в обитель. Он пишет: «поскольку Господь говорит: оставите детей приходить ко Мне (Мк. 13:14), и Апостол похваляет измлада изучившего писание (2 Тим. 3:15), то всякое время и время первого возраста почитаем способным к принятию приходящих. Детей, у которых нет родителей, принимаем сами собой из соревнования Иову (Иов. 29:12) быть отцами сирот; которые же зависят от воли родителей и которых сами родители приводят, принимаем при многих свидетелях, чтобы не подать случая желающим найти случай; но заградить всякие неправедные уста, говорящие против нас хулу». Сказав, что принятым детям надобно давать особое помещение, продолжает: «но молитвы, которые установлено совершать днём, должны быть общие и для детей и для старших, потому что у детей через соревнование старшим укореняется навык к сокрушённой молитве». Занятиями детей в келье должны быть обучение грамоте и обучение какому-нибудь ремеслу. «Когда раскроется разум и придёт в действие рассудок, тогда должно принимать обет девства, как уже твёрдый, произносимый по собственному расположению и рассуждению при совершенной зрелости разума. Имп. Лев Исаврянин (717–740 г.), первый иконоборец из императоров, не любил монашества. Он нашёл себя в праве распорядиться юной Феодорой по-своему усмотрению, вопреки обету матери её и вопреки воле самой дочери. По его повелению юную Феодору насильно взяли из монастыря и доставили ко двору. Лев назначил для неё жениха – одного из молодых аристократов. Всё приготовлено было к браку – и наряды и приданое. Тяжело, очень тяжело было невольной невесте:
Не можем не вспомнить недавнего «совета невесте»:
Что делать, чтоб с миром сколь можно поладить?
Идти с упованием Божьим путём,
И путь тот любовью и верой угладит.
Беды от разбойник, беды и от сродник
Апостол святой на себе испытал,
И тайну семейную Божий угодник
Нам собственным опытом ясно сказал.
Разбойники в свете, а сродники дома,
Как в мире духовном диавол и плоть.
И те и другие причина содома.
От тех и других храни нас Господь.
Святую невесту Феодору, горячо молившуюся, сохранил Господь. Неожиданно ворвались в империю неприятели. Жених послан был с войском и на сражении был убит. Когда получено было известие о том в столице, блаженная дева благодарила Господа за посланную ей свободу: дело произвола человеческого рушилось, Феодора поспешила сесть на корабль и возвратилась в свою любимую обитель. Отдав брачные наряды и подарки в дар обители, приняла она монашество, надела на себя вериги и стала вести жизнь примерно-строгую. Пищей её был кусок хлеба и то раз в два и три дня; одежда – суровая власяница, постель – камни, покрытые ветошками. Если бы сказали, что насилие, употреблённое Львом для удаления от иноческой жизни, возбудило жаркую ревность к иноческим подвигам в Феодоре, то сказали бы не полную правду. Энергия души раздражается препятствиями; но она же, когда душа не укрепляется благодатью, со временем, в покое слабеет и пропадает.
Бдите и молитесь, да не внидете в напасть: дух бо бодр, плоть же немощна, говорит Господь. И с лучшими расположениями не спасёмся мы без благодати Божией, также как не спасёмся, если, надеясь на благодать, сами живём праздно, без труда и подвигов. Горячность души сама по себе до того ненадёжна, что если увлекаются ею без рассуждения, может обратиться в холодность ко всему доброму; она только тогда бывает надёжной, когда, освещаемая рассуждением, поддерживается понуждением себя к добру и усердной молитвой. Духа не угашайте, учил Апостол. Блаженная Феодора, при высокой любви к чистоте девственной, молилась и подвизалась до гроба; молитвы низводили в душу её благодать и с благодатью совершала она свои подвиги; она удаляла от души нечистое, оскорбляющее благодать. Блаженная кончина её последовала не позже 755 года.