Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преподобного Саввы Звенигородского

 Преподобного Саввы Звенигородского

«Добрым растением пустыни явился ты, преподобный, в юности избрав жизнь чистую, последовал духовному учителю и, по его наставлению, устремил весь ум свой к небу. И умным ты был наставником стада своего. Потому и Христос обогатил тебя чудесами, как прилично быть светлому светильнику. Савво, отче наш! Моли спастись душам нашим».

Так поёт Церковь преп. Савве!

В молодых летах расставшись с миром, блаженный Савва пришёл в пустыню к дивному Сергию и здесь принял монашество. Под руководством великого наставника обучался он послушанию, смирению, чистоте мыслей и тела, строгому посту. Он избегал бесед с другими и любил беседу с Господом; старался не оставаться праздным, но то участвовал в церковном пении, то занимался рукоделием и какою-либо работою. Он казался простым в глазах людей, но приобрёл мудрость духовную; часто плакал о нищете души своей и трепетал перед строгостью суда Божия. Такими подвигами возрастал он в жизни духовной и даже «в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным».

В 1380 г. великий князь Дмитрий Иоаннович, после победы над Мамаем, пришёл в обитель преп. Сергия принести благодарение Господу, даровавшему победу, и исполнить обет свой. Перед походом на Мамая говорил он Сергию: «Отче! Если поможет мне Бог, и возвращусь я здоровым, поставлю монастырь в честь Успения Пречистой Богородицы». Теперь просил он преподобного найти удобное место для обители. Святой обошел места пустынные и ему понравился уединённый остров, омываемый Дубенкою, Дубною и Быстрицею, на северо-западе от лавры, что ныне на границах Тверской и Владимирской губернии. Преподобный пригласил великого князя и, согласно с его желанием, основаны были здесь храм Успения Богоматери и общее житие иноческое. Начальником пустыни преподобный поставил ученика своего Савву, мужа, говорит блаженный Епифаний, «зело добродетельного». Здесь, в тихой пустыни, преп. игумен Савва жил по-прежнему, в простоте строгого подвижника: питался только растительною пищей, носил одежду грубую, спал на полу и лил слезы о грехах.

Когда в обители Сергия Никон, приняв после его кончины († 1391 г.) управление обителью, скоро пожелал жить в безмолвии, – ученики Сергия упросили преп. Савву принять на себя управление обителью, основанною общим наставником их. Это было в 1392 г.. Преподобный пас стадо Сергия с усердием. Он оставил здесь память заботливого начальствования своего и тем, что по примеру наставника извёл молитвою источник чистой воды за северною стеною обители. Но любитель безмолвия тяготился властью над обителью многолюдною; не могло не тревожить его и то, что, по назначению великого наставника его, блаж. Никон должен пасти стадо Сергия. Между тем, Звенигородский князь Юрий Дмитриевич, брат великого князя, часто посещавший обитель Сергия и много благодетельствовавший ей, хорошо знал преп. игумена Савву: он имел его своим духовником. Положив в душе устроить обитель в своём уделе, князь пригласил преп. Савву посетить дом его для преподания благословения Божия. Старец согласился. Князь открыл тайное желание своё и умолял святого принять на себя устроение обители близ Звенигорода, на горе Сторожевской. Преподобный осмотрел место, и оно ему весьма понравилось. Пав перед иконою Богоматери, со слезами просил он Её покрова для пустынного места и остался на уединённой горе. Это было в 1399 г..

На горе святой поставил себе хижину и близ неё устроил небольшой деревянный храм в честь Рождества Богородицы. Скоро слух о его высокой жизни призвал к нему многих, искавших безмолвной жизни. Преподобный с любовью принимал приходивших к нему и устроил общежитие. В 1399 г. князь Юрий должен был, по воле великого князя, идти воевать с Болгарами. Перед выступлением в поход, благочестивый князь пришёл за благословением к духовному отцу своему. Святой старец помолился о нем, благословил его крестом и сказал: «Иди, князь, – Господь с тобою; ты победишь врагов и возвратишься здоровым». Юрий с войсками, своим и великого князя, в продолжение трёх недель взял несколько городов: великие Болгары, Жукотин, Казань, Кременчуг и другие и с богатою добычею возвратился в отчизну. С радостью благодарил теперь князь преп. Савву за его молитву столько благоуспешную. Смиренный старец относил счастье к милости Божией и к добродетелям князя, особенно же к благотворительной любви его. Князь поспешил доказать благодарность свою делами, – он доставил обители Саввы разные пособия и дары. Каменный прекрасный храм в Саввиной обители остаётся поныне памятником трудов преп. Саввы и благотворительности князя Юрия. Грамотою от 4-го мая 1409 г. князь Юрий Дмитриевич пожертвовал «в дом Пречистой отцу своему игумену Савве с братией» три села с деревнями и дома крестьян, которые будут жить в уступаемых землях, освободил от своих податей и суда. Не смотря на богатые пособия духовного сына, преподобный не переставал сам трудиться для обители. Обнесши монастырь деревянною оградою, он сам выкопал колодезь под горою, который поныне доставляет прекрасную воду для обители; а для безмолвных подвигов своих выкопал себе пещерную келью в овраге, в версте от монастыря. Ещё цела в обители риза, в которой преподобный совершал служение перед престолом Божиим; она белая тафтяная, с оплечьем темным, шитым струйками серебра и шелка. Апостол писал: «всегда более усовершайтесь в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58). Так жил он сам и к тому же побуждал учеников своих. Он достиг глубокой старости и мирно почил 3 декабря 1406 г..

Спустя много лет после кончины блаженного Саввы, как говорит составленное в половине XVI века описание чудес преподобного, игумен Дионисий, окончив вечернее правило, лёг заснуть. И вот является ему старец и говорит: «Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе». – «Кто ты и как зовут тебя?» – спросил Дионисий. «Я Савва, начальник сего места», – отвечал явившийся. Дионисий, поражённый видением, призвал ветхого старца Аввакума, который в юности своей видел блаженного Савву живым, расспросил у него, каков был видом преп. Савва? Аввакум рассказал о виде и росте его. «Точно таким явился мне ныне тот, кто велел мне написать лик его», – сказал Дионисий. Так как игумен был искусный иконописец и муж благочестивый, то он вслед за тем написал икону преподобного. – При том же игумене исцелился в обители Саввы бесноватый. Но более замечательно было третье событие при игумене Дионисии. Братия обители зароптали на игумена и сделали на него донос великому князю Иоанну. Дионисий испугался строгого князя, боялся явиться к нему и обратился с молитвою к преп. Савве. Явившийся во сне преподобный сказал Дионисию: «О чём скорбишь ты, брат мой? Иди, говори смело, не боясь ничего: Господь – твой помощник». В ту же ночь преподобный являлся и роптавшим на игумена. «Затем ли оставили мир, – говорил он строго, – чтобы с ропотом иночествовать? Вы ропщете, а игумен молится: что одолеет? В строптивых сердцах не живёт ни смирение, ни благодать Божия». После сна рассказали они видение друг другу в сильном смущении. Явившись к великому князю, ничего не могли они рассказать верного против игумена и остались в стыде. Сличая это сказание о чудесах преподобного с другими памятниками, должны мы положить, что чудесные события времени игумена Дионисия происходили не ранее 1480 г. и не позже 1490 г..

По всей вероятности, с того же времени в обители Саввы, как и в обители Сергия, где был он игуменом, началось благоговейное почитание преподобного Саввы. Это было как по обиходу Сергиевой лавры, так и по продолжению описания чудес.

При игумене Каллисте приведён был ко гробу преподобного бесноватый. На первый раз он бежал из обители в лес и там залез на дерево. Когда с трудом привели его в обитель, игумен стал петь молебен преподобному у его раки, и бесноватый становился тише и тише, а потом и совсем исцелился. – Один инок, страдавший болью глаз до того, что не мог смотреть, молился со слезами при гробе преподобного об исцелении боли своей и отёр глаза покровом, лежавшим при гробе преподобного. Другой сказал с насмешкой: «Только запорошит глаза». Болевший глазами тотчас исцелел, а смеявшийся ослеп. Последний пришёл в себя и стал плакать и молить о прощении греха его и также был исцелён. Один мирянин до трёх раз был исцелён от болезни; болезнь возвращалась каждый раз, как только возвращался он в свой дом. Поняв из того, что преподобный призывает его к себе навсегда, он после третьего раза не возвратился в дом и в обители преподобного жил в добром здоровье. Раз игумен Мисаил был очень болен. Пономарь Гурий шёл звонить к утрени. Благолепный старец спрашивает его: «Здоров ли игумен?». «Он болен», – сказал Гурий. «Скажи ему, – сказал старец, – пусть призовёт на помощь св. Богородицу и начальника обители Савву и будет здоров; а мне отвори двери». Пономарь, не зная, что это за человек, не хотел отворять дверей. Но тот пошёл сам в отворившиеся двери. Пономарь в страхе призвал товарища и стал укорять его: «Зачем ты оставил двери не запертыми?» Товарищ отвечал, что он запер двери. Когда же оба подошли к дверям, нашли их запертыми. – После утрени пономарь рассказал брату и игумену, что видел и слышал он. Игумен велел нести себя ко гробу и здесь после молебна выздоровел. Игумен Мисаил писал и в юридическом акте 1539 г., что он купил землю «в доме Пречистой и чудотворца Саввы».

Игумен Афанасий, известный по грамотам 1542–1555 гг., был муж благочестивый и крепко верующий. Таков же был и келарь его Геронтий. «Приспела память преподобного отца Саввы, – говорит Маркел, – келарь Геронтий взял благословение у игумена и пошёл сказать, чтобы готовили праздничную пищу в день памяти преподобного». Но сосуд с маслом разбился. Когда келарь, сказав о том игумену Афанасию, прибавил, что в другом сосуде есть масло, но его слишком мало, верующий игумен отвечал: «Надобно возложить упование на Господа и на Его угодника, чудотворца Савву, который может умножить и немногое; пусть готовят пищу». Действительно масла не только достало для пищи, но ещё осталось в избытке.

Много других чудес совершилось по молитвам преподобного Саввы и в последующее время. Самое замечательное из них было при царе Алексии. Инок Леонтий просил Бога послать ему страдание, чтобы тем заслужить венец. По окончании обычной молитвы его, входит в его келью старец с седою бородою и несколько сгорбленный, от которого изливался свет; он прикоснулся к устам дерзкого молитвенника, и Леонтий упал на пол без чувств. – Братия, узнав, что Леонтий лежит без чувств, и, признав его за угоревшего, отливали его водою; но он оставался в прежнем состоянии, так что готовили его к похоронам. Но мало-помалу больной стал показывать в себе жизнь и в первый день Пасхи опамятовался, но оставался без языка. В утрени Фомина воскресного дня подошёл к нему старец и, толкнув, сказал: «Встань, что сидишь?» Во время чтения второй кафизмы было то же самое, и в этот раз разрешился язык Леонтия. «Кто ты?» – спросил Леонтий явившегося. Старец говорил что-то в наставление Леонтию, но Леонтий в страхе не мог удержать в памяти слов его. После утрени из церкви прямо прибежал он к архимандриту Варлааму, в слезах восхищения упал к ногам его и сказал: «Благослови, отче!» Потом в присутствии брата рассказал он, как началась болезнь его и что с ним было. Это происходило в 1650 г., когда Варлаам первый из настоятелей обители произведён в архимандрита. Преподобный Савва раз спас жизнь самого царя Алексия. – На звериной охоте, до которой Алексей Михайлович был страстный охотник, на одинокого царя набежал огромный медведь; беззащитный царь счёл себя погибшим; но неожиданно явился старец и прогнал медведя. На вопрос царя: «Кто спас его?», старец отвечал: «Савва, инок Сторожевской обители». – В обители между живыми иноками, как узнал царь, не было тогда ни одного Саввы – и царь понял, что спас его преп. Савва.

В 1652 г. (19 января), по желанию царя Алексия, последовало торжественное открытие мощей преподобного Саввы.

Примечания
1* Служба на 3 декаб. в минее, Μ. 1645 г., у Румянцева № 397.
2* Маркеллово житие св. Саввы у Царского № 135. 264. Толстого № 2. 190, печатное Μ. 1646 г.
3* Никон. л. 4, 235.
4* Никон. л. 4. 235. Епифаний в житии пр. Сергия: «вручи игуменство от ученик своих Савве именем, мужу зело добродетельну». Маркелл: «прииде на речку зовомую Дубенку, – созда церковь во имя успения и избра от стада ученик своих сего блаженнаго Савву, о нем же повесть сия предложися». О месте Дубенской пустыни в чтен. Моск. общ. ист. 1860 г., кн. 1.
5* Маркеллово житие св. Саввы.
6* Маркеллово житие св. Саввы; пространное житие пр. Никона. Там и здесь сказано, что Никон «абие остави паству».
7* Симон Азарьин в опис. чудес, гл. 12. Предисл. к чудесам изд. во времен. общ. ист., кн. X, смесь, стр. 8. По описи Сергиевой Лавры 1642 г. за Конюшенными воротами, что ныне Каличьи, у конюшенного двора пруд «да посторонь его колодезь чудотворца Саввы». Колодезь и поныне называется Саввиным; он близ Воскресенской церкви, что в Какуеве.
8* Маркелл «яко же небесный рай благовонными насажден цветы, сие место обрет и зело возлюби е». По этим словам, Савва пришёл на Сторожу летом.
9* По Маркеллу пр. Савва был игуменом Сергиевой обители около шести лет; след. с 1392 г. до половины 1398 г. сл. пр. 12.
10* Маркеллово житие св. Саввы; Карамз. 5, 166. Арцыбашева т. 2, кн. 3, стр. 153.
11* Маркеллово житие св. Саввы; о построении каменного храма говорится и в службе св. Савве. Путешествие п. Макария 1656 г.: «соборная ц. в честь рожд. Пресв. Богородицы современна пр. Савве; первоначальная была деревянная малых размеров». В ист. иер. 2. 550 сказано, что каменный храм Сторожевской обители построен по образцу Троицкого Сергиевой обители. Но последний строился с 1422 г., а пр. Савва скончался в 1406 г., след. Сторожевский храм мог служить образцом для Троицкого, а не наоборот.
12* Ист. ак. 1. № 15.
13* Ч. минея 3 декабря. Смирнова опис. Саввина монаст., прим. 20.
14* Смирнова опис. Савв. мон., стр. 59, 60, прим. 108. В описи 1684 г. показывали полное облачение пр. Саввы кроме ризы, подризник, епитрахиль, поручи и пояс. В описи 1662 г. показан «канонник чудотворца Саввы». Но, к сожалению, и его ныне нет в обители Саввы.
15* Ркп. житие у Толстого 2. № 190. Ркп. святцы: «преп. Савва игумен Сторожевский Звенигородский, чудотворец, бысть ученик пр. Сергия, преставися в л. 6915 мес. декабря в 3 день».
16* Грамотой от 30 января 1490 г., данной Сторожевскому игумену Дионисию, Звенигородский князь Андрей Васильевич определил, какие когда брать пошлины с монастырских сёл (Ист. ак. 1. № 100). Князь Андрей Васильевич, владевший Звенигородом, Угличем с 1491 г. лишился всех прав владетельного князя; в 1491 г. для Саввина монастыря он дал несколько грамот и одну в 1470 г. (Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 14. Я 15, прим. 31–33. 139. 144). В грамоте 1490 г., между прочим, писал он «а что была пошлина келарю да подкеларнику, и ты тое пошлины имать не вели». Не это ли ограничение доходов келара и подкеларника подняло бурю ропота против игум. Дионисия? Г. Смирнов допускает странность – выставляет двух игуменов Дионисиев, одного около 1430 г., показывая его иконописцем, написавшим образ Саввы; другого относит к 1490 г. и ставит его на суд перед в. князем. Но у Маркелла не только нет никакого основания для мысли о двух Дионисиях, напротив в описании первого явления Саввы говорит он: «многим летом прешедшим по преставлении пр. Саввы», и след. по его словам игум. Дионисий иконописец жил много лет спустя после св. Саввы, а не какие-нибудь 25 лет; иначе он был тот же Дионисий, который в 1490 г. был на суде пред в. князем.
17* В обиходе лавры, писанном в 1555 г., под 3 дек. читается: «в той же день Саввы Сторожевского славословие».
18* У г. Смирнова игум. Каллист поставлен преемником Евфросина, известного в 1454 г. и именно на основании записи Соломониды Бартеневой (стр. 81, пр. 141). – Но Бартенева говорит только, что отдаёт игум. Каллисту селище Михайловское в том виде, в каком покойный муж её купил у Сторож. игумена Евфросина. А по Маркеллову описанию чудес св. Саввы игум. Каллист был после игум. Дионисия, т. е. после 1490 г. В духовной своей грамоте 1515 г. пр. Иосиф Волоколамский признаёт «Каллиста, бывшего Сторожевского игумена», способным к управлению монастырскому. Ясно, что Каллист был игуменом Сторожевским 1495–1512 г.
19* Юрид. ак. № 80.
20* Смирнова опис. Саввина мон., стр. 86.
21* Маркеллово опис. чудес.
22* В настольной грамоте 1592 г. игумену Герману читаем: «преподобный отец Савва Сторожевский» (Юр. ак. № 383). В грамоте апр. 28 N 1595 г. «преподобного игумена Саввы Сторожевского монастыря строитель Нафанаил» (Ист. ак. 1. № 248). Келарь Симон в своём описании новых чудес пр. Сергия передаёт несколько случаев, в которых пр. Савва является действующим чудесно то один, то вместе с пр. Сергием.
23* Смирнова опис. Саввина монаст., стр. 92, пр. 172, стр. 26–32, пр. 75.