Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Блаж. Василия Юродивого, Московского

Блаж. Василий воспитался близь Москвы. В летах живой молодости (шестнадцати лет), оставив дом родительский, проводил он жизнь юродивого. Без крова и пристанища ходил по Москве едва не нагой и зимою переносил такие морозы, от которых трескалась земля, а летом жарился на солнце; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки, а на ночь ложился на паперти церковной и проводил время в молитве. Ни дружбы, ни знакомства не было у него ни с кем, – для всех он был чужим: до того лишал себя всякого утешения земного! Только у одной бедной вдовы иногда преклонял он голову: ум блаженного Василия постоянно был занят молитвою и богомыслием. На гробнице его висят тяжелые вериги, которые носил на себе блаженный, и без того так мало покоивший плоть свою. Столько высокий по духу, блаж. Василий говорил мало и не рассыпал наставлений. Святое писание ни для кого не одобряет многословия и говорливости. «Много говорить – не миновать греха; а кто сдерживает уста свои, тот умен». (Притч. 10:13). «Кто стережет уста свои, тот бережет душу свою: а кто широко открывает уста, тому беда». (Притч. 13:4). Так учит богодухновенная мудрость. Св. Писание, поручив дело учительства известным лицам, от всех и каждого требует жизни чистой и святой, и такой жизни усвояет силу самого сильного наставления. «Вы сияете как светила в мире, писал апостол; так живите, чтобы быть вам чистыми, невинными чадами Божиими, непорочными посреди нечестивого и развращенно города» (Иоил. 2:15). Такова была жизнь блаж. Василия! Припомнив себе страшное время малолетнего Иоанна Грозного, можем представить себе, каким укором жизнь Василия была тогда людям развратным, и как утешала она невинно страдавших от произвола диких страстей. – Не легко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и слезами своими призывал их к покаянию. В 1547 г. «Василий юродивый, говорит летопись, прииде в монастырь Воздвижения, иже зовется на острове, и ста пред церковию, к ней же умильно зря и умно молитву творя, плакашеся неутешно; людие же видяще его, дивляхуся». На следующий день в Москве был страшный пожар, начавшийся с Островского храма; оба города, старый и новый, сгорели; храмы, дома, дворец в. князя исчезли, «медь яко вода разливашеся».

Внимательные к спасению своему замечали, что когда Василий проходил мимо дома, в котором безумно веселились, пели песни и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. «Что это значит»? спрашивали Василия. «Ангелы скорбные, прерывая молчание, отвечал он, стоят у этого дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа о обращении грешников». Блаженный возвышался до чудных состояний духовных. «Его видели ходящим по морю как по суху, видели люди неверные и дивились; придя в Россию говорили они: мы видели такого человека ходящим по морю. Свидетельство верное: дано врагами». Это были персидские купцы, спасенные Василием на море во время бури.

Митроп. Макарий, узнав о блаженном Василие, сообщил о нем царю, и оба славили Бога, воспитавшего в их время такого подвижника. Раз царь Иоанн стоял в храме и думал, как украсить ему свой новый дворец на Воробьевых горах. После службы Василий зашел из храма к царю. «Где ты был, Василий? Я не видал тебя в храме». «А я видел тебя, отвечал Василий, только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. Всякое ныне житейское отложим попечение, поет нам Церковь». Грозному вздумалось пригласить юродивого на свои именины. Подносили заздравную чашу. Юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв действие юродивого за пренебрежение к царю. – «Не кипятись, Иванушка, сказал юродивый; надобно было заливать пожар в Новгороде, и он залит». – Грозный не был из числа доверчивых людей; послан был нарочный в Новгород и оказалась правда на стороне блаженного.

Один богатый вельможа любил блаж. Василия, и Василий по временам бывал у него. Раз Василий пришел к нему в лютый мороз. Сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такое время защитил тело свое от мороза одеждою. «Хочется тебе это?» сказал юродивый. – «Искренним сердцем люблю тебя, – брат, прими в знак любви моей», говорил боярин. Блаженный с улыбкою сказал: «пусть так, – и я люблю тебя». Боярин с радостию надел на Василия богатую лисью шубу. Блаженный по обычаю побежал по улице. Недобрые люди, увидав юродивого в богатой шубе, вздумали обманом взять ее у него. Один лег на дороге, притворясь умершим товарищи стали просить Василия подать что-нибудь на погребение бедняка. Отдавая шубу, Василий сказал: «лукавнующие потребятся». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

 Блаж. Василия Юродивого, Московского

В последнее свое время блаженный лежал на одре, тяжко больной. Царь и царица Анастасия с детьми Иоанном и Феодором пришли к нему испросить молитв его за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал царевичу Феодору: «все достояние прародителей твоих будет твоим, – ты – наследник». И вслед затем скончался. Это было 2 августа 1552 г. Из 88 лет жизни своей блаж. Василий провел в подвигах юродства 72 года. – Царь с боярами нес одр его. Митр. Макарий с собором духовных отпевал погребенного. Тело блаженного погребено было на кладбище Троицкой церкви на рву, где в 1554 г. царь Иоанн приказал строить Покровский собор в память покорения Казани.

В 1588 г. «проявился блаженный Василий московский, говорит летопись, и бышa многа исцеления от мощей его». По воле ц. Феодора тогда же сооружена была серебряная pиза над мощами его и установлено праздновать память его в день его кончины.

Загробные чудеса бл. Василия были разнообразны и совершались как при гробе его, так и в местах отдаленных для призывавших помощь святого.

Боярский сын Копятов, житель Вологды, целый год был болен ногами. Он собрался на костылях идти к гробу бл. Василия. Довольно пути прошел он: но наконец совсем обессилел. «Помоги мне, блаженный», воззвал он из глубины сердечной. Вслед затем услышал ответный голос: «если хочешь получить исцеление, иди к гробу моему». И в ту же минуту почувствовал исцеление. Уж не для исцеления, а по чувству благодарности пришел он здоровый блаженному и рассказал о бывшем с ним.

Псковитянка Евдокия была и слепа и не владела правою рукою. Решась брести к гробу блаженного, во Ржеве она очень изнемогла и призывала на помощь блаженного. На дороге блаженный исцелил ее своим явлением и она исполнила обет свой при гробе его.

Убогий Осип был немым от рождения, скитался по Покровской улице Москвы для милостыни; по временам нападали на него припадки беснования и тогда опасен бывал он для встречавшегося с ним. Его с трудом привлекли ко гробу блаженного; когда отпели молебен и окропили его св. водою, он стал говорить спокойно и смысленно.

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. «Сколько лет ползаешь ты на коленах?» спросил явившийся ему Василий. «Двенадцать лет и все, что имел, роздал врачам, но без пользы», отвечал старец. «Для чего же ты, сказал ему Василий, не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» «Верую, Господи, сказал бедняк; верую, прибавил он, что твоими молитвами помилует меня Бог». – Хорошо, сказал явившийся, ступай же к гробу юродивого. Герасим пошел и совсем выздоровел.

«Преблаженный Василий! с юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все и удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечою всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим».

«Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение».

Примечания
1* Ркп. житие его и слово ему; у Царского № 128, в муз. Румянцева, № 364.
2* Пролог 2 авг. Минея на август, М. 1646. Степ. книга 2, 245. 246. Видение бывшее Василию в 1521 г. Слава Богоматери (3,40–42. М. 1853 г.) некоторые приписывают Василию Блаженному. Но а) по сказанию о чинах, видение было Василию «Новогородцу» (Вивлиоф. VΙ, 195–198); а блаженный Василий был москвич; б) Василий блаженный стал известным при Грозном царе.
3* Степ. кн. 2, 245–248. Карамз. 8, пр. 173. День страшного пожара, июня 24, верно показан в царственной книге: в степенной неточность. – Этому пожару предшествовали не столько сильные пожары, апр. 12 и 20.
4* Песнь 6 конона в минее на август, М. 1646 г.
5* Пролог 2 августа.
6* Сын отеч. 1839 г. 12. Известия стр. 65–69.
7* Собр. л. 4, 320. Новый летоп. стр. 28. Память блажен. Василия в уставе 1608 г. у Румян. в опис. муз. стр. 712. Иконы блажен. Василия в Хутынском монас. по описи 1642 г. Зап. археол. общ. IX. 431 459.
8* Ркп. житие блаж. Василия.
9* Стихира и тропарь службы 2 авг. в минее М. 1646 г. Служба бл. Василию в синод. ркп. № 313. Царского № 563.