Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

Преображение Господне

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: ты еси Христос Сын Бога живаго (Мф. 16:16), однакож полного откровения славы его ожидали на земле (Мф. 20:20–28. Деян. 1:6): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21), ибо царство Его не от мира сего (Ин. 18:36), но внутреннее (Лк. 17:21), духовное и вечное (Пс. 144:13. Дан. 2:44), и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы все претерпеть (Мф. 16:24–26), и ожидать себе славы не на земле, но на небеси. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам своим, которая последует за временными страданиями (Мф. 5:11), Господь в 33 лето своей земной жизни, в последний год своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору – Фавор, в сопровождении трех учеников своих – Петра, Иакова и Иοанна, которые, как говорит Церковь, хотели делить с Господом его страдания и смерть (Мф. 20:22. Лк. 22:33), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения (2 Кор. 13:1). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин, достаточных по закону свидетелей преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов (Иак. 1:17) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия; по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки, есть творец и исполнитель закона и пророков и обладает и землею, небом и преисподнею. Как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9:31), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

Намерение Иисуса Христа – показать ученикам своим горнюю божественную славу свою, оправдалось совершенно. Небесная слава Богочеловека столько восхитила их, что они желали всегда созерцать ее, пребывая на горе. Наставниче, говорил ап. Петр Господу, добро есть нам зде быти: и сотворим сени три, едину Тебе, и едину Моисеови, и едину Илии. При сих словах светлый облак осенил их и был слышан глас Бога Отца: сей ест Сыт Мой возлюбленный: того послушайте. Во время гласа устрашенные ученики, не могши взирать на сияние лица Господа, как сильнейшее человеческого зрения, пали на землю. Иисус Христос, приступив, прикоснулся к ним и сказал: возстаните, и не бойтеся. Возведши очи свои, они никого не видели, кроме Господа (Мф. 16:1–9. Лк. 9:18–36).

Преображение Господне

В память славного преображения Господа на Фаворе установлен Церковию праздник Преображения Господня. Начало этого праздника скрывается в древних временах христианства. В ΙV веке св. Елена на горе Фавор соорудила храм в честь Преображения Господня, разрушенный Саладином в ХIII веке. В IV веке между сочинениями отцов Церкви встречаются многие поучения на день Преображения Господня, как-то: у св. Ефрема Сирина, св. Иоанна Златоустого; в V веке у св. Прокла епископа цареградского, св. Льва Великого, и проч. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маиумский сочинили на праздник Преображения многие песнопения, коими прав. Церковь ныне прославляет преображение Господа.

Впрочем в XII веке праздник Преображения не был еще всеобщим па Западе. Пофон, пресвитер тревирский или трирский, живший в этом веке, говорил об нем, как о нововведении в некоторых западных монастырях. В XV веке (в 1457 году) папа Каллист III учредил праздник Преображения Господня повсюдным в западной Церкви и установил в этот праздник самый чин Богослужения, который доселе там отправляется, – установил по следующему обстоятельству. Султан Магомет II, по взятии Константинополя, устремился для осады Белграда. Гуниад – военачальник Ладислава V, короля Венгерского, укрепился в этом городе. Молитвы благочестивых воодушевляли осажденных. Совершенное поражение неверных и победа одержанная христианами при весьма слабых силах 6 августа 1456 года, в день Преображения, была всеми призвана за чудесную помощь Божию.

Праздник Преображения Господня, по важности события, есть великий и дванадесятый. Он есть день нового Богоявления для учеников Иисуса Христа, которые при первом во время Его крещения еще не были призваны в звание апостолов, есть день телесного и видимого явления божественной славы Сына Божия апостолам, которая для них была еще сокровенна под кровом плоти Его (Лк. 18:31–34). «Человек зримый, но Бог крыемый, на Фавор Христос восходит», поет Церковь.

Преображение Господне служит явлением нового небесного царства славы, о котором не помышляли ученики Христовы и для достижения которого верующие, как предсказал Сам Спаситель на тайной вечери, должны питаться с Ним хлебом и вином новым (Мф. 26:29. Лк. 22:16–18); и сверх того к празднику Преображения Господня созревают новые плоды: посему на Литургии этого праздника Прав. Церковь благословляет и освящает начатки плодов. Обыкновение священное и знаменательное. Начатки плодов приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по закону Моисееву (Исх. 23:19. Лев. 23:10. Исх. 18:12–13), во славу Божию (Притч. 3:9). Правилами апостольскими и соборными определено также приносить некоторые начатки, напр. новые колосья и плоды овощные для освящения их молитвою и благословением, чтобы в сих начатках благословить и освятить все плоды земные для употребления во славу Божию и в пользу верующих. В Постановлениях апостольских сохранилась молитва на освящение начатков. Приношением и благословением их прав. Церковь внушает, что в ней, как в обществе священном, все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо Господня земля и исполнение ея, и вси живущии на ней (Пс. 23:1). Приношением и благословением плодов Церковь обязует нас воздерживаться от них до благословения их и тем, между прочим, содействует предохранению нас от болезней, кои могут произойти без благословения от употребления незрелых плодов, а вкушением от освященных плодов низводит благословение Божие на приносящих достояние свое в жертву Богу.

По преданию от св. отец, со времени праздника Преображения Господня, постановлено употреблять «гроздие, идеже обретается. Если же кто от братий снест гроздие прежде праздника: то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август. От сего да навыкнут и прочии повиноваться. Гроздию же на трапезе после сего праздника трижды в неделю подобает предлагатися – в понедельник, в среду и пятницу». Ради праздника постановлено разрешать на трапезе и рыбу, если бы он случился в среду или пятницу.

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа и Его добровольные и истинные страдания нас ради и нашего ради спасения. Св. Ефрем Сирин в беседе своей на день Преображения говорит: «Господь возвел апостолов на гору для того, чтобы открыть им: кто Он и чей Сын (Мф. 17:5), чтобы явить им славу своего Божества и показать, что Он есть тот самый Избавитель Израиля, Который обещан был через Пророков». Равно Моисей и Илия своим явлением да горе свидетельствовали о Божестве Преобразившегося, что Он есть Тот, который древле глаголал Моисею и Илии, и вместе видели, по словам Церкви, в лице Господа на горе два естества. Исповедуя и возвещая Божество Спасителя, праздник Преображения внушает, что страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны. «Да егда (апостолы) узрят Тя распинаема, Церковь возглашает, страдание разумеют вольное, мирови же проповедят, яко ты воистину Отчее сияние».

Утверждая веру Православных во св. Троицу и в соединение в лице Иисуса Христа Божества и человечества, праздник Преображения ниспровергает заблуждения тех лжеучителей, коих нечестие обличают великие праздники Богоявления и Рождества Христова.

Преображением Своим Господь благоволил некогда предохранить учеников Своих от уныния и возвести к высшему упованию среди бедствий, кои имели постигнуть их в мире (Мф.16:22, 28): так Церковь празднованием преображению Господа в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного страдания, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и тело наше. А идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для благодатного преображения нашего из тьмы греха во свет истины и добродетели, открывающей двери рая,, необходимы безпристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для преображения Своего не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от дольнего мира, и вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесяя на небо и преобразился во славу, которая долу была сокровенна. «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущии, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».