Ваш регион Россия ?
Вера и Любовь
Вера и Любовь
Православный портал. β-версия.

† Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского

После м. Георгия, преемника блаж. м. Илариону, блаж. Иоанн, родом, вероятно, болгарин, при был в Киев в сане митрополита всей России в 1080 г. и скоро заслужил общее глубокое уважение.

 Преставление святого Иоанна, митрополита Киевского

Преп. Нестор, современник и очевидец дел его, восхищенный высокими качествами его, говорит: «подобного ему еще не было в Руси да и не будет; это – муж сведущий в книгах, искусный в учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый ко всякому, богатому и бедному, смиренный и кроткий, любитель молчания, владевший даром слова и утешавший святыми беседами печальных. Древность называла святителя Иоанна пророком Христовым. По высокому изображению блаженного Иоанна у преп. Нестора не сомневаемся, что, называя его пророком Христовым, соединяли с тем мысль о прозорливце. Из дел его летопись упоминает о немногих. По ней, в 1086 году он основал храм ап. Андрея в Андреевском монастыре, – причем называется он «преподобным митрополитом»; в 1087 году торжественно погребал убиенного кн. Ярополка; в 1087 году освящал храм архангела Михаила в Выдубицком монастыре; 1089 г. августа 14 освящал чудную, великую церковь печерскую и вслед затем скончался. Летописи после Нестора называют его то добрым, то святым, то блаженным. По ркп. святцам он «святый Иоанн митрополит»; а в одном списке прибавлено: «положен бысть в Печерском монастыре». Блаженный Иоанн оставил для Церкви русской несколько сочинений.

Послание м. Иоанна к Клименту папе старшего Рима – драгоценно и по содержанию своему, особенно же по духу кротости, которым дышит оно. «Приятна любовь твоя во Господе, человек Божий, достойный апостольского престола», так писал русский святитель. – «Ты из далекой страны призираешь на нашу худость и смирение, касаешься нас крылами любви твоей, приветствуешь нас искренно и с любовию, предлагаешь желания духовные, догматы православной и чистой веры нашей приемлешь и изумляешься им, как возвестил нам и ясно показал епископ твоего святейшества. Так как дела в таком положении и ты таким оказываешься архиереем Божиим, не каковы были недавно архиерействовавшие, возмутители и оскорбители истины: то и я, самый меньший, приветствую и мысленно лобызаю священную главу твою. Будь счастлив! Да покрывает тебя божественная, Всевышня рука! Да даст благий и милостивый Бог тебе и твоим дням увидеть улучшение дел между вами и нами!

«Не знаю я, откуда и как явились соблазны и препятствия на пути Божием? отчего и как они доселе не исправились? Недоумеваю и не понимаю, какой жестокий демон, злобный враг истины и благоческие, наделал все это, разрушил братскую любовь вашу и союз, соединяющий христиан. Не скажу, что все погублено. Мы знаем, что вы из начала христиане по благодати Божией и во многом мы одобряем вас. Но вы не во всем согласны с нами и кое в чем отделяетесь. Вот смотрите:

«Все признают семь святых и вселенских соборов. На них благочестивая и православная вера христиан исследована, изучена, получила твердость со всею полнотою и убедительностию, они семь столпов богословствующей мудрости; на них построила она свой святой дом – вселенскую Церковь. Сим святым вселенским соборам единомысленно последовали все предстоятели и преемники кафедры верховного из славных апостолов Петра, одни – лично присутствуя и одобряя согласием деяния и слова, другие – чрез доверенных посланных своих подавая содействующий голос апостольской кафедры вашей. Таковы были: на первом вселенском соборе Сильверст, на втором Дамаз, на третьем Целестин; четвертому -вселенскому собору был подкреплением блаженнейший и славный папа Лев, написавший послание к Флавиану премудрое и святое, которое считали столпом православия все знаменитые того времени. На пятом соборе был Вигилий, на шестом Агафон, муж почтенный и духовно-просвещенный. На седьмом вселенском соборе святейший папа Адриан изъявлял согласие чрез посланников своих, святых и богоносных мужей, Петра протопресвитера и игумена римсвой обители св. Саввы.

«Когда же все это так, откуда явились раздор и разделение? Кто посеял на римской ниве такие плевелы? Подлинно много у вас творится дерзостей. Из многого предложу я любви твоей немногое:

«Во первых пост субботний соблюдаете незаконно. Потом первую неделю, отделяя от великого поста, заставляете народ есть молоко, сыр и другую вседневную пищу. Отвергаете иереев вступивших в законное супружество. Тех, которые миропомазаны пресвитерами, в другой раз помазываете, как будто это должны совершать не иереи, а епископы. Не говорю о опресноках: это явная принадлежность иудейского служения и веры. Всего хуже то, что вы осмеливаетесь изменять св. символ, утвержденный вселенскими определениями, и говорите, что Дух св. происходить не только от Отца, но и от Сына»...

Представив потом опровержение каждого из выставленных своеволий запада, в обличение произвола о св. Духе говорит: «изумительно и страшно, как дерзаете вы изменять веру 318 св. отцов и св. вселенских соборов. От конца до конца вселенной, во всех христианских церквах, поется единогласно: «веруем и в св. Духа, Господа животворящаго, от Отца исходящаго, со Отцем и Сыном споклоняемаго и славимаго». Для чего вы не говорите так, как все христиане, а делаете прибавление? Вы вводите новое учение. Но апостол говорит: «иже благовестит вам паче, еже приясте, да будет проклят» (Гал. 1:8). О! да не услышите вы над собою сего проклятия! Истнано страшно изменять и портить святое писание, хотя бы одною иотою или одною чертою! Уже ли не понимаете, как велик этот соблазн? Вы вводите две причины, два начала для св. Духа; вы унижаете достоинство Его в впадаете в ересь Македония».

В заключение всего пишет: «прошу и молю и припадаю в священным ногам твоим, – исправитесь во всем этом, особенно же относительно опресноков и указанного недостатка, так как то касается св. причащения, а это пагуба для чистой веры. Прости написавшего тебе это»...

«Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христовым церковное правило», писанное для черноризца Иакова, долго оставалось в составе правил Церкви русской, как объяснение правил вселенской Церкви в применении их к нуждам русской Церкви.

В правиле 4 писал святитель: «с теми, которые служат на опресноках, едят мясо в сырную неделю, едят кровь и удавленину, не должно приобщаться св. Таин) и совершать богослужение. Но ни мало не возбраняется вкушать с ними пищу, по обстоятельствам, для любви Христовой. Если кто хочет под видом чистоты или по немощи избегать и сего: пусть уклоняется; но смотрите, чтобы не вышел из того соблазн или не возродилась сильная вражда и злопамятование. Надобно из большого зла избирать меньшее». Превосходное правило! апостольское правило!

В других правилах св. Иоанн осуждает волхвование, языческие обычаи, соблазнительные песни, показывает, как грешно торговать крещенными рабами в земле половцев; священникам предписывает быть примером трезвости; князьям запрещает отдавать дочерей за иноверцев; налагает епитимии на нарушающих чистоту и целомудрие; дает наставления о таинствах и разных священных предметах. «Ты спрашивал меня, так пишет он к Иакову, о тех, которые покупают слуг и после того, как с ними вместе молились и приобщались св. Таин, продают их язычникам, какой подвергать их епитимии? Закон говорит: христианина не должно продавать ни жиду, ни еретику; кто продаст жидам, тот беззаконник; он виновен не только пред законом, но и пред Богом. Представь себе Ананию и Сапфиру – и подумай. Они обещали ап. Петру цену поля принесть Богу, но потом удержали только малую часть и осуждены на смерть. Купившие же слуг положили знамение Божие на них (крещение) и освятили молитвою, как пишешь ты, потом продают их язычникам? – Они творят не тайное, а явное хищение у Бога, крадут часть, которую принесли Богу. Как думаю, они грешат столько же, сколько те, которые гонят нашу веру и многих от веры доводят до неверия. Их надобно отклонять от такого злого дела всеми убеждениями и увещаниями. Если же не послушают, то считать их за язычников и мытарей».

«Если святая трапеза деревянная и честные кресты и иконы сделаются ветхи: то отнюдь не бросать их, а поправить. Если слишком обветшают и на иконах не видно ликов, то положить их в огражденное место, где бы не человек, ни животное не могли коснуться их нечистотою, дабы не быть нам сквернителями святыни. В случае перенесения деревянной церкви на другое место, место, где стоял алтарь и совершалась бескровная жертва, должно оградить и хранить неприкосновенным, как святыню».

«Те, которые приносят жертвы бесам, болотам, кладезям, или без благословения берут по нескольку жен, или отпускают свою жену и начинают жить с другою, или ни разу в год не приобщаются св. Таин, тогда как не удержаны от того духовным отцом, – ты знаешь сам, все таковые чужды чистой нашей веры, осуждены соборною Церковию. Старайся всею силою убеждения направлять их на правый путь, вразумляй их не раз и не два, а много раз, пока узнают истину и научатся добру. Если же не покорятся, не оставят своей худой привычки: то считать их чуждыми соборной Церкви, непринадлежащими к ведению ее заповедей».

«Тех, которые совершают волхвования и чары, мужчина ли то, или женщина, должно вразумлять словом наставления и обращать от зла; если не обращаются, подвергать строгому наказанию; но не лишать жизни и не уродовать; последнего не допускает церковное учение». Припомните при этом, что на западе в XI и XII в., по предписаниям бискупов, жгли волхвов и чародеев на кострах! Бак же не говорить нам от души: слава св. Троице, просвещающей пастырей св. православной Церкви!

Примечания
1* Собр. л. 2, 276. Погодин полагает, что Иоанн был не грек, а болгарин, знавший греческий язык. «Каким образом грек мог прославиться красноречием между русскими не зная русского языка? – Правило его имеем только на русском языке». Исследов. 7, 39.
2* Собр. л. I. 89.
3* «Иоанна митрополита русского, нареченного пророком Христовым церковное правило», – так надписывается правило его по всем спискам. Латино-греческий словарь объясняет слово antistites словами Ιερείς, προφηπται, επισκοποι? Ho а) Иоанн в надписи уже назван митрополитом и следовательно не для чего было прибавлять еще название того же значения; б) обыкновенное народное значение пророка есть значение прозорливца и след. надпись, говоря о нар. назв. митроп., могла иметь в виду только значение прозорливца, а не придуманное искусством значение предстоятеля церкви.
4* Собр. л. 1, 88, 89.
5* Собр. л. 1, 89. Симон в послан. к Поликарпу – об освящении церкви.
6* Собр. л. 2, 276. 277. Степ. кн. 1, 228. 229.
7* Обзор дух. литер. § 16.
8* Это послание, известное по некоторым слав. ркп. без имени папы, к которому писано, сочинителем Палинодии и другими приписывалось м. Иоанну 4. Но в надписи греческого послания стоит имя папы Климента. Кто же этот п. Климент? Собственно в Риме не было п. Климента ни при Иоанне 2, ни при Иоанне 4. м. Но по воле имп. Генриха, врага Гильдебрандова, избран был в папы архиепископ Равенский, который с именем Климента оставался папою с 1080 до 1099 года. – Эта современность п. Климента ученому м. Иоанну 2 служит твердым основанием уверенности, что послание русского митрополита к п. Клименту писано м. Иоанном вторым (Неволин в извест. акад. 2, № 6). – Содержание послания говорит то же. Запад, по посланию, ищет союза с русскою церковию. Генрих, унижаемый и преследуемый гордым Гильдебрандом, находился в необходимости искать помощи своему делу в союзе с русскою церковию. Послание к папе на греческом и славян. языках напечатано в учен. записк. акад. наук кн. 1. Спб. 1854 г. 3, 1–20.
9* Изд. в русск. достоп. т. М. 1815 г. По другим спискам издан. у Макария в ист. р. ц. 2, 345–352.
10* Правила 22. 11. 15. 7.